Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему наши ученики должны развивать свое мышление.






Этот первый вопрос в нашей главе кажется довольно примитивным и про стым. Поэтому я опасаюсь, что мои ответы покажутся недостаточно глубоки ми. Но, несомненно, те из вас, кто регулярно выступает пред учениками, пос тоянно призваны утверждать тип христианства, который возвращает нас ь Богу, всему, что Он произвел в нас по благодати Своей, включая интеллекту альные способности. Таким образом, первая причина, почему наши учению должны преобразовывать свое мышление, — Бог повелел это. Первая запо ведь, как утверждал Сам Господь, есть «возлюби Господа Бога Твоего bccn сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22: 37) В Евангелии от Марка первая заповедь расширена, к ней добавлена «кре пость» (12: 30). Этот отрывок подчеркивает поклонение Богу всем человечес ким существом, текст акцентирует внимание на природе обдуманного христи анского обязательства. Недостаточно любить только сердцем, даже сердцем душою и «крепостию». Серьезный христианский учитель подчеркивает покло нение Богу разумом.

В лекциях Грифита Томаса 1985 года в Далласской богословской семина рии доктор Брюс Локкерби напомнил студентам, что после вечной души на иболее угодным Богу аспектом человека является его разум, и предупреждал что «христиане могут недооценивать разум и переоценивать сердце, и тогда } них нет склонности к борьбе».*

Оливер Баркли объясняет, почему концепция поклонения Богу разумок кажется столь выходящей за рамки обычных представлений.

Эта идея представляется несколько чужеродной, так как наше понимание любвь становится все более непохожим на новозаветное... оно может включать или не включать эмоции. Библия, говоря о разуме, не предлагает нам развивать философик (на своем месте, может быть, и уместную), чтобы позволить открытой нам истине контролировать нас. Именно истина делает нас свободными, именно истиной явля ется наш Иисус, которого мы принимаем, верим и чьему пути следуем... мышле ние — это один из моментов, указывающих на то, что значит быть человечески! ^ существом. Альтернатива этому — быть глупым (Пр. 18: 2).tt

Вторая причина, почему христиане должны преобразовывать свой разум, состоит в том, что думающие христиане призваны создавать евангельский мир и видение жизни. При этом роль христианского учителя остается основ­ной. Согласно Джеймсу Сайр, мировоззрение есть «набор предположений, ко­торых мы придерживаемся (сознательно или подсознательно) в отношении ос­новных аспектов общества».w Поэтому очень важно для каждого христиани­на научиться разъяснять его культуру по-христиански. Но что это значит? Как этого достичь?

* D.Bruce Lockerbie. Griffith Thomas Lectures, Dallas Theological Seminary, 1985. ** Oliver Barclay, «Loving God with All Your Mind», in Christian Arena. June, 1985, p. 17. James W.Sire, The Universe Next Door. Downers Grove. 111.: InterVarsity Press. 1976, p. 17.


65 5. БИБЛЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОЦЕСС ХРИСТИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Как человек может практически думать по-христиански об окружающей его культуре? И как этому можно научить студентов? Необходимо сделать аналитический обзор современного общества в свете Божиего откровения. Сюда включены три ступени.

ЛИЧНОЕ ЗНАНИЕ ПИСАНИЙ

Интеграция любого типа никогда не сможет возникнуть из богословского невежества. Долгие годы это было главной проблемой во многих христиан­ских школах и колледжах. В то время как мы заботимся о наличии всех не­обходимых документов для определенной возрастной группы и сущности спе­циализации, наши требования к библейской подготовке остаются на низком уровне. Школы часто принимают сотрудников, не имеющих или имеющих ми­нимальную библейскую подготовку, ожидая, что церковные общины и личный духовный опыт помогут восполнить пробелы знаний. Такие люди способны интегрировать веру и жизнь не лучше пребывающего в служении пастора, ко­торый пытается объединить Библию и астрологию. Проблема усугубляется тем, что администраторы, ведущие прием на работу, сами не имеют личного знания Писаний и поэтому считают это качество наименее важным из всех требований, которые предъявляются к поступающим.

ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

В течение многих лет я просил студентов определить и назвать разницу между мирским гуманизмом, религиозным гуманизмом и христианским гума­низмом. Современная христианская литература не обошла этой темы. Мир­ской гуманизм относится скорее к безднам человеческого интеллекта и воли, нежели к Божиему руководству. Христианский гуманизм, напротив, основы­вается на завете Божиего откровения, как природного, так и особого (в исто­рии пример этому был приведен Дезидерием Эразмом и нашим великим со­временником К.С.Льюисом). Религиозный гуманизм проходит где-то посере­дине, отказываясь отрицать Бога, но и не желая принимать завет, выраженный в единственной и главной истине христианства. Все три вида гуманизма при­сутствуют в современной культуре, и думающие христиане должны быть весь­ма осторожны, опасаясь неловкого прикосновения к этой теме.

Обратите внимание на то, как занятия по изучению культуры зависят от знания Писаний.

Нельзя глубоко изучить культуру, не пропустив свои оценки через опре­деленное «библейское сито», а это невозможно сделать без достаточного зна­ния Писаний. Поэтому мы приближаемся к третьей ступени.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБЫТИЙ И ПРОБЛЕМ Христианин живет в мире, поэтому различные собственные и обществен­ные проблемы и события постоянно окружают его. Пять практических вопро­сов образуют крепкие нити теологического анализа, которому должно подвер­гаться все, с чем мы сталкиваемся.

Содержит ли Библия утверждения по поводу этой проблемы? Одним из ярких примеров является вопрос о гомосексуализме в XX веке. Некоторые утверждают, что гомосексуализм — всего лишь иной образ жизни, другие го­ворят, что это генетически вызванное физиологическое состояние. Третьи от­носят гомосексуализм к области греха, однозначно осуждаемого любым исто­рически консервативным объяснением из Библии.

3 Зак. 3229


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 66

Если к данной теме подходят определенные фрагменты Писания, серьезно задумывающийся христианин должен найти их, если же таковых нет, он об­ратится ко второму вопросу.

Какие основные христианские принципы имеют отношение к этой проблеме? Другое бедствие современной жизни — употребление наркотиче­ских веществ во всем многообразии их форм. Некоторые могут возразить, что в Библии нет прямого запрещения употреблять наркотики, но принцип «кон­троля тела» хорошо иллюстрирует библейские нормы в отношении наркоти­ков и алкоголя. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволи­тельно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Приходилось ли древним или современным ученым сталкиваться с этим вопросом? В группе сторонников абортов лишь несколько евангели­стов, тем не менее студенты, которые обладают воображением и пытаются объединить веру и жизнь, мгновенно оказываются выбитыми из колеи даже малейшим указанием в Писании на эту проблему. Действительно, часть дара церкви от Бога состоит в наличии одаренных личностей, способных выходить за пределы среднего ума, пробующих докопаться до глубины трудных и спор­ных вопросов. В приведенной здесь иллюстрации работа Чеффера и Куппа представляет собой пример и ценность в стратегическом отношении.

Не бросает ли данная позиция или теория вызов абсолютным нормам и ценностям? Предполагается, что когда мы рассуждаем об «абсолютных нормах» со студентами, мы можем опираться на их знания конкретных отрыв­ков из Библии, взятыми из особого откровения. Неизменная тенденция церкви идет от древнейшей ереси к современному сверхделению, определяя относи­тельное толкование человека как абсолютный стандарт Бога, и поэтому может программировать образцы поведения.

В то же время релятивизм (идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания — прим, ред.) уводит нас в другую крайность, уничтожая все абсолютные стандарты на алтаре це­лесообразности и существующей сложившейся ситуации. Добрачная половая связь, например, всегда осуждалась библейскими христианами, высоко ценя­щими целомудрие. Изменившиеся стандарты общества не предлагают никакой определенной мерки нравственности для христиан, поскольку «времена меня­ются».

Отношения молодого поколения к сексу далеки от понимания родителей. Полстер Даниель Янкелович отметил, что в 1969 году 77% студентов колледжа отрицатель­но относились ко всем внебрачным отношениям, в 1971 году 57%; в 1969 — 42% студентов колледжа считали гомосексуальные отношения антиморальными, а в 1971 году — 25%. В 1969 году 34% студентов колледжа считали неправильными случайные добрачные связи, в 1971 — 25%. Сексуальная революция была в полном разгаре.^

Христианский учитель должен быть полностью посвящен мышлению, ко­торое определяется моралью библейских абсолютов и подчиняет все Господу и Слову.

John D.Woodbridge. ed., Renewing Your Mind in a Secular World. Chicago: Moody Press, 1985, 13


67 5. БИБЛЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОЦЕСС ХРИСТИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Ведет ли меня Дух Святой к определенной точке зрения о данном предмете? Вполне возможно, что после знакомства с четырьмя утверждени­ями из следующего ниже списка христианский ученик останется в полном недоумении. Рассмотрим тему войны или самозащиты. Библия истинно го­ворит об этом, но умные и посвященные верующие из глубины веков по-раз­ному понимали, как эта библейская истина должна быть истолкована. Мы боремся с нескончаемым потоком ценностей, которые могут быть расценены как спорные. Если я поставлен перед неприятным выбором, должен ли я за­щитить любой ценой свою семью или мне следует отказаться отнимать чело­веческую жизнь? Должен ли я сражаться за свободу своей родины или сидеть в тылу, позволяя другим меня защищать? Такие задачи мы должны разрешить при помощи Святого Духа, который даст нам твердую внутреннюю уверен­ность. Подчиняя свой эгоистичный разум Слову Божиему и тем истинам, ко­торые в нем содержатся, мы можем быть уверены, что сможем принять верное решение.

ПРИНЯТЬ РЯД ОТЧЕТЛИВЫХ ХРИСТИАНСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Трудно точно изложить эти представления, рассказать, как они выглядят и из чего состоят. Приведенный ниже список направляет наше внимание на несколько особо важных истин, хотя, возможно, некоторые учителя и не со­гласятся с каждым его словом.

В конечном итоге все бытие присуще суверенному Триединому Богу, Который является личностью.

Абсолютная истина дана человеку в форме Библии — непогрешимого откровения, задуманного самим Богом.

Человек, сотворенный по образу Божиему, согрешил, но был искуплен через крест.

Все ценности определяются не обществом, или голосом большинства, но удостоверяются Божиим откровением.

В конечном итоге, христианские ценности (аксиология) полагаются на христианское знание (эпистемология).

Значение истории центрируется на плане и силе Бога. Грутуиц говорил об этом так: «Порядок всех событий, определенных Богом, ведет к достиже­нию Его замысла относительно человека и вселенной. За трагедией восстания грехопадения следует драма искупления — Бог преследует человека. Исто­рия — это не бессмысленное царство случая или вынужденных отношений, но откровение божественного правления, которое ярче всего явлено во вре­мени и месте пришествия Бога во Христе (Ин. l: 18)».t

Наши ученики должны развивать свой интеллект, так как форма неве­рия становится все более воинствующей в наши дни. Возьмем, к примеру, взрыв познаний, грубое язычество, которое мы часто наблюдаем в обществе, и недалекость ума, очевидно проявляющуюся в поступках лидеров образова­ния. Встречаясь с обычным язычеством, можно увидеть признаки оккультиз­ма, начиная от ворожбы и заканчивая явным сатанизмом.

Отказ от дисциплины, предлагаемой Писанием, ведет к потере общепри­нятой человеческой морали. Губернатор Вирджинии Чарльз Робб утверждает,

* Douglas Groothuis, «The Christian Mind», CSSH Quarterly. Winter 1984. p. 17.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 68

что 1, 25 миллиона подростков «отстранились» от школы, работы, семьи и тех ценностей, которые предлагают все эти структуры. Он утверждает, что про­цент нищенствующих детей вырос от 16% в 1970 году до 22% в 1985, что злоупотребление наркотиками и алкоголем увеличилось в 6 раз с 1960 года; что число убийств, самоубийств и других преступлений уверенно идет вверх начиная с 1950 года и что в самой образованной нации количество человек, бросающих школы, ужасающе увеличивается так, что у некоторых больших народов не менее половины детей, начавших ходить в школы, ее оканчивают.1' Появление на арене образования христианских учителей вызвано тем, что большая часть таких культурных аномалий происходит в результате испор­ченного образа мышления, как Павел напоминал об этом ефесянам:

«Посему, я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как посту­пают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуж-дены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их; они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4: 17-19).

Наконец, наши студенты должны развивать свой разум потому, что ли­дерство любого типа требует высокой организованности мышления. Такой христианин-мыслитель не путает веру с логикой, он объединяет их в разумной вере. Стотт приводит цитату Мартина Лойд-Джонса в поддержку этого мнения:

«Веру, если хотите, можно определить так: человек не перестает размышлять, даже когда все окружающее пытается оглушить его и выбить из колеи в интеллектуаль­ном смысле. Проблема человека, у которого недостаточно веры, в том, что вместо того, чтобы контролировать собственные мысли, он попадает под чужое влияние и, так сказать, ходит кругами впустую. Об этом-то и нужно беспокоиться... не о самом размышлении, а об отсутствии мысли, боязни думать».''" 1'

Христианство влечет исследование, этому научился Фома, усомнившись в воскресении Господа (Ин. 20). Чувств недостаточно; их никогда не будет хватать. Но подобная защита веры может показаться слишком воинствующей, поэтому думающие христиане должны остерегаться неоправданного догматизма.

Значительная часть из того, что предлагает христианское обучение сегод­ня, является по сути не больше, чем монархическим догматизмом, обернутым в полотно академического успеха. Мы должны противостоять священно-мир­скому парадоксу, так чтобы абсолютный стиль жизни проистекал из дисцип­линированного мышления. Ум верующего должен постоянно обновляться (Рим. 12: 2) в то время, как сам человек будет помышлять о том, что достос­лавно (Флп. 4: 8). Вудбридж не без оснований атакует лжеотделение.

Хотя евангельские христиане утверждают, что Библия — это непреложное руко­водство для веры и применения, многие из них отгораживают веру, так что из их дел не следует, будто их каждодневная жизнь диктуется библейским учением. Они признают евангельское вероисповедание на словах, но предают свою церковь на деле. Они не жаждут того, чтобы каждый день был прожит в соответствии с биб­лейской истиной.''" 1" ''

* Charles S.Robb «We Can'l Write Off 1.25 Million Teens», USA Today. November 8, 1985, p. IDA. *f John R.W.Stott, Your Mind Mailers Downers Grove, II!.: InterVarsity Press, 1973, p. 38. w Woodbridge, p. ix


69 5. БИБЛЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОЦЕСС ХРИСТИАНСКОГО МЫШЛЕНИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.