Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика системы знаний о растениях у детей д.в.






Живая (органическая) природа. Растения и животные.

Понимание чем отличается живая природа от неживой. Различия между живым и неживым. Дети улавливают основной признак живого – самовоспроизводство.

Детям доступны знания о потребностях живых существ и взаимосвязи живого организма со средой обитания. Формирование у детей представления об особенностях растений и животных как о живых существах.

Основные особенности внешнего и внутреннего растения животных связан с типом обмена веществ. Растения и животные приспосабливаются к среде, поэтому и достигли такого разнообразия. Поэтому необходим строгий отбор типичных представителей разных групп растений и животных,

- чтобы сформировать у ребенка ориентировку в безграничном мире природы,

- для того чтобы развить умственную деятельность ребенка,

- сформировать отношение к миру природы.

Биогеоценоз сложную совокупность единства растительных и животных форм, от низших до высших, а так же рельефа, почвы, воды и атмосферы.

Большинство компанентов наглядно представлены в биогеоценозе: относительно постоянный набор растений и животных, их средообразующее влияние, а также наличие в биогеоценозе тех жизненных условий, необходимых для живых существ – степень, влажности, наличие пищи и убежища.

Представляет возможным познакомить детей с типичными представителями био-геоценоза на данной местности. И могут освоить связи представленные наглядно.

Существование живых организмов в биогеоценозе связан с факторами неживой прирда, и с другой стороны живые существа взаимодействуют друг с другом. Экологический подход к отбору знаний означает формирование представлений о потребностях того или иного живого организма в реальных условиях существования и о способах удовлетворения этих потребностей.

Эти способы определяют разнообразие как внутреннего, так и внешнего строения растения или животного. Растения и животные приспосабливаются к разным условиям среды.

Из этого мы можем определить основные требования к отбору знаний о растениях и животных.

Познакомить детей с наиболее часто встречающимися и типичными представителями основных биоценозов и основных групп растений и животных.

Знания о каждом живом организме должны включать знания о потребностях, об основных частях или органах и их функциях, приспособлении растений и животных к условиям среды. Изменения в жизни растений и животных в связи с сезонной жизнью природы. На основе знаний отдельных объектах, дать знания о типичных биоценозах: набор организмов и их взаимодействие в удовлетворении жизненных потребностях.

Элементарные знания о способах выращивания растения и ухода за животными должны раскрывать обусловленность способов ухода потребностями живого организма. Как самостоятельная итоговая система знаний формируется система знаний о сезонной жизни природы.

Знания о растениях. С известным допущением к фитоценозам относятся лес, поле, сад, лук, огород… Мы должны познакомить детей с основными явлениями фитоценоза. Расположение веток, расположение почек (поочередное, попарное – супротивное, мутовчатое).

Пшеничные растения.

Водные растения: ряска, папоротник, элодея, вариснерия. Белая лилия, кувшинка, рагоз, камыш, калужница.

Цветы. Однолетние – один-два сезона, от семени до семени. Многолетние – примула, …

Грибы.

Знакомство с тем, что растения приспособлены к определенным жизненным условиям. Основное содержание знаний, характеризующие растения, как живые существа, это знания о основных потебностях растений: влага, солнце, земля. Растения по разному удовлетворяют свои потребности. Знания о потребностях устанавливаются у детей в начале на уровне единичных представлений. К старшему дошкольному возрасту мы формируем у детей систему знаний об общих потребностях растений.

Знакомство детей с частями растений и с функциями этих частей. Хадорова, Познякова: детям доступно понимание того, что степень удовлетворения потребностей растений влияет на их рост и развитие, на их состояние. Эти представления формируются с достаточной конкретностью: дети могут определить недостаточность удовлетворения потребности растений в том или ином факторе среды по сигнальным признакам и сделать вывод. Признаки выступают для детей, как закономерность: листья, теряющие окраску – свет, вялость листьев, стеблей – влага… Исследования показывают, что прежде всего надо включить в систему знаний о растениях знания о дифференцированных потребностях растений. Эти знания дают возможность детям узнать о разных представителях (луг, лес) и о сезонной жизни растений.

Ребенок может осознано выбрать способ ухода за растениями.

Также детям доступно знания о росте и развитии растений. Можно развить частную систему знаний о росте и развитии растений. Рост, цветение, плодоношение. Растения растет и развивается – оно живое. Дети осваивают рост и растение, как закономерность к старшему возрасту.

Т.е Система знаний о растениях является сбором частных исследованиях: о растениях, частях и функциях, особенностях и потребностях, росте и развитии, уходе за растениями.

Знание о фитоцинозах (растительных сообществах):

1. Знание набора основных представителей данного сообщества: например, лес, луг; и их взаимоотношения по поводу использования основных факторов среды. Два типа взаимодействия: благоприятное (способствование росту и развитию друг друга) и конкурентные (одни растения угнетают другие). Растения используют все условия для своего развития.

2. О сезонной жизни растений. Знания о состоянии различных групп растений в разные периоды сезона и в разные сезоны. Сбрасывание листвы…Эти знания формируются, как конкретные знания о состоянии отдельных видов растений в разные сезоны и причинах этого состояния. А также формируются на уровне обобщенного представления.

Система знаний может быть расценена как система, если она включает частные системы знаний. Итогом сформирования системы знаний является представления о растении, приближенное к научному: растение – живой организм, растет, составляет фитоценозы, имеет потребности (свет, тепло, влага, питание, почва), растение получает пищу из земли, разнообразность растений, части растений (корень, стебель, листья, цветы), человек выращивает нужные ему растения (культурные – хлеба, ягоды, овощи, фрукты, цветы), а есть дикорастущие растения, которые растут в естественный условиях и не подлежат возобновлению (если человек уничтожает растения, природа не может его восполнить).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.