Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое образование как новое направление дошкольной педагогики.






Экологическая культура имеет характеристики:

- Обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социоприродной средой. Накопление нравственно-ценностного опыта общения со средой.

- Формирование ответственного отношения общества к природе, к материальным, духовным и социальным ценностям.

- Осознание и утверждения приоритета всех форм жизни, как существование человека. То есть вне этого человек существовать не может.

- Обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, его благополучия и здоровья в условиях оптимизации системы природа-человек. Под экологической культуры понимают системы знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, обычаев, традиций активные действия по сохранению природы.

Глазов: Экологическая культура – мера и способ соединения человека с природой по средствам познания, преобразования, регулирования общественной деятельности.

Механизмом формирования экологической культуры призвано стать целенаправленное обучения экологического образования.

Экологическая культура состоит из компонентов:

- Экологическое знания

- Экологическое сознание (мышление).

- Экологические отношения.

- Экологическая деятельность.

Концепция непрерывного экологического образования:

Формирование в начальных формах … понимания детьми элементарных взаимосвязи с природой и особенности взаимоотношений с природой, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия ребенка с природными объектами ближайшего окружения – сущность экологического образования дошкольника.

Задачи:

1. Формирование системы знаний об предметах и явлений предметов природы как основы экологического сознания.

2. Формирование практических умений и навыков для организации экологически-целесообразоной деятельности.

3. Формирование познавательного отношение к природе

4. Воспитание субъектно-этического бережного и заботливого отношения к природе и гуманно-деятельного отношения к живым существам.

5. Воспитание эстетического отношения к природе

6. Воспитание культуры поведения в природе.

Реализация этих задач предполагает воспитание у ребенка готовности взаимодействовать с природой, как личностное образование, включающее в себя:

- Эмоциональная готовность (уровень сформированости эмоционально-положительного отношения ребенка к окружающей среде)

- Деловая готовность (возможность реализовать свои знания в разнообразных ситуация, умение и желание оказать действенную помощь объектам природы, умение создавать и поддерживать оптимальные условия для роста и развития живых существа.

- Интеллектуальная готовность (систематизированные знания о закономерных явлениях в жизни живой природы).

Ядром экологического сознания является интеллектуальная сфера, воплощающий в себе положительный опыт индивидуума и его аналитико-синтетическую деятельность по овладению закономерностями функционирования биосферы.

 

содержание экологического образования: когнитивный, ценностный, нормативный, деятельностный подходы.

 

8.Руссо и Песталоцци о первоначальном воспитании…

 

Руссо.

Надо приучать ребенка сострадать и любить животных на примере взрослых, а также смотреть без ужаса и отвращения на странных и иногда неприятных животных.

Природа – источник эстетического воспитания детей. Именно в природе ребенок черпает примеры естественной красоты и гармонии и примеры для нравственных поступков.

В противовес схолостическому обучению, Руссо считал, что внешние чувства и активная практическая деятельность является основой познания. Руссо отрывает сенсорное воспитание от умственного воспитания, и умственное и нравственное воспитания он отрывает от целенаправленного обучения. Говоря о естественном воспитании детей на лоне природы он недооценивает систематические знания, который ребенок может получить из сенсорного опыта.

 

Песталоцци.

1746-1827.

Правильное обучение и воспитание должно быть направлено на то чтобы молодое поколения могло использовать свои знания и умения на пользу людям. Обучения должно быть подчинено целям воспитания. Обучения должно носить и развивающий и воспитывающий характер, то есть оказывать равное влияние как на характер, волю и чувство, а также вооружать ребенка необходимыми для жизни умениями, навыками и определенными знаниями. В качестве образовательного средства не искусственными вспомогательными средствами, а природой, окружающей ребенка. Прежде всего надо использовать стремление ребенка общаться с природой. К сожалению, большинство современников не понимало огромного влияния природы на человека. Принцип природосообразности. Надо начинать воспитывавать с первых дней жизни. Принцип природосообразности он относил к развитию умственной, нравственной и физической природы ребенка. Человек рождается способным и готовым развиваться умственно и нравственно. «Рука хочет хватать, нога – ходить, сердце – верить и любить, а ум – мыслить».

К чему мы должны стремиться. Физически ребенок должен быть сильным и здоровым, умственно – разумным, а душевно – нравственным. И всему этому и будет способствовать обучение.

Теория элементарного образования. Оно включает умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание детей – основа формирования всесторонне развитой личности ребенка. Надо развивать руки, сердце и ум в единстве.

В первую очередь знакомить детей с явлениями из области естествознания. Но прежде всего познакомить с растениями ближайшего обучения, с животными, с сезонными явлениями природы. А после научить ребенка использовать полученные знания в практической деятельности. Овладение умениями должно приносить радость.

В дошкольном возрасте мы учим ребенка наслаждаться природой, а потом в школе его заставляют забывать об окружающей природе и уничтожает эти способности.

Обучение на принципе природосообразности само по себе нравственно: ребенок получает правильные и точные знания о природе;

Созерцание – единственный источник познания и фундамент обучения. Внешнее созерцание – восприятие вне нас окружающего мира природы. Внутреннее созерцание – осознание собственных впечатлений.

И тогда можно обучать ребенка письму, когда он будет владеть абстракцией.

Задача сенсорного воспитание не только воспитание внешнего созерцания, но и внутреннего. И в отличии от Руссо он тесно связывает сенсорное воспитание с умственным развитием ребенка.

В процессе восприятия возникают смутные представления, которые надо упорядочить с помощью внутреннего созерцания – к четким понятиям. Познание природных явлений идет в единстве с овладением речью. В обучении важна постепенность и последовательность процесса познания. Ясность представления на определенности восприятия, четкость понятий.

«Как Гертруда учит своих детей» - книга, излагающая о том какие знания должны получить дети об окружающих предметах: чувственное восприятие, осознание впечатлений, овладение речью. В процессе познания природы: восприятие – способность к наблюдению, высказываение о наблюдаемом – речь…

Успех обучения в школе – насколько будут развиты созерцательные способности ребенка. Он отдавал предпочтение наглядному методы, и формулирует его в следующем тезисе: «Сначала видеть, слышать, действовать, а потом – рассуждать и делать выводы». Обучать ребенка надо развивать в свободной аудитории природы – лес, долины, поля. Пусть ребенок почувствует, что здесь воспитывает его природа.

Должны научить сравнивать, сопоставлять, различать, соотносить – логически рассматривать и обрабатывать объекты природы. И так он поднимется к высшей способности человека – к суждению. Наглядность – фундамент и основа основ искусства педагогики, развитие детской наблюдательности – возможность овладевать анализом и синтезом, умением четко и полно описывать предмет. В этом случае суждения детей будут правильными и обоснованными, так как ребенок воспринимает предметы и явления доступные ему.

Наблюдения должны носить эмоциональный характер и для наблюдения надо использовать родную природу, надо многократно повторять наблюдения за одним и тем же объектом. Только это может довести до зрелости и совершенства впечатления, полученные в процессе чувственного восприятия.

Благодаря наблюдению развивается способность сопоставлять – выявлять сущность предметов и явлений, что все они не одинаковы по своей сущности, и понимание предметов и явлений станет более широким, полным, острым и основательным.

Песталоцци создал «Азбуку наблюдения».

При описании предмета лучше использовать формулу: форма предмета, число предметов, цвет предмета. В отличии от Руссо и Коменского, Песталоцци делает акцент на умении мыслить – ориентироваться в мире природы и тем самым мы образовываем ум, а не пассивное приобретение детьми знаний. Задача – развитие и укрепление умственных и нравственных сторон ребенка, он должен упражнять в поступках и суждениях под руководством взрослого, без которого ребенок не способен разобраться во всем многообразии.

Педагогические:

1. Единство и непрерывность обучения.

2. Ребенок – активный субъект, центр педагогического процесса.

3. Содержание и методы обучения должны соответствовать силам и возможностям ребенка, учитывать индивидуальные и возрастные особенности.

4. Природа – средство умственного воспитания детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.