Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства активизации познавательной самостоятельности магистрантов






При освоении учебных дисциплин модуля необходимо исходить из двух взаимосвязанных аспектов – глубины и прочности усвоения материала и развития мышления. Задания для самостоятельной работы, построены таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности студентов и, следовательно, активизации их учебной деятельности.

В соответствии с данными психолого-педагогических исследований, основные шаги, используемые для построения заданий, являются следующие:

1. установление связей нового материала с уже изложенным;

2. анализ материала, выделение наиболее важных частей, признаков, факторов;

3. синтез изучаемого, объединение отдельных частей, признаков;

4. сравнение, установление сходства и различия;

5. классификация и систематизация учебного материала, объединение разделов на основании сходства и различия их признаков в группы, выделение подгрупп, разделов;

6. обобщение, формулирование выводов.

Основные мыслительные умения, которые приобретает магистрант и которые могут служить показателями оценки: умение проникать в сущность изучаемого явления; обобщать и расширять понятия; мыслить аналогиями; моделировать.

Управление учебной деятельностью стоится через воздействие на основные компоненты. Основными компонентами познавательной самостоятельности магистрантов являются: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, оценочный.

Мотивация учебной деятельности складывается из внутренних и внешних стимулов. Внешние стимулы – выравнивание первоначального уровня знаний, активизация познавательной самостоятельности в аудиторной работе, активизация внеаудиторной подготовки, работа с заданиями разного уровня сложности, игровые элементы в организации занятий. Помощь в развитии внутренних стимулов может заключаться в помощи по осознанию перспективных целей профессиональной востребованности на рынке труда.

Ориентационный компонент включает в себя умения определять цели и задачи познавательной деятельности, самостоятельно спланировать свою работу и составить план выполнения задания. Решение учебной задачи включает следующие действия: ясное понимание предложенной задачи, составление плана решения, осуществление плана, проверка и теоретическая оценка полученного решения.

Содержательно-операционный компонент содержит две части: систему ведущих знаний и способы учения. К дидактическим приемам активизации мыслительной деятельности на лекциях и практических занятиях относятся: использование проблемных ситуаций, организация диалога с аудиторией, использование во время занятий элементов самостоятельной работы, формулирование ативизирующих вопросов, связь материала с научно-исследовательской работой преподавателя и магистранта и т.п.

Самостоятельная познавательная деятельность включает в себя:

· Постановку магистрантом осознанной цели;

· Правильное определение задач, содержания работы и времени, необходимого для ее выполнения;

· Выбор эффективных средств и способов выполнения самостоятельной работы;

· Своевременный самоконтроль за ходом выполнения поставленной задачи.

Оценочный компонент включает в себя умение самоконтроля, самоанализа и самооценки. Возможность формирования приемов самоконтроля реализуется через формирование навыков учебного труда: построение планов своих действий, осуществление самоконтроля за его реализацией; выделение и запись главных мыслей в изученном материале; проверка и самооценка вой работы через систему заданий для текущей и промежуточной аттестации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.