Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная философия и философия истории






СФ занимается осмыслением общества. Но говоря «общество» мы подразумеваем самые разные общества, устроенные по-разному. Возникает вопрос, как возможно общество как форма взаимосвязи людей? В разные эпохи мы получаем разные ответы.

Античность: Платон, Аристотель, Сократ, Конфуций – попытка определить, что есть общество.

Средневековье: Августин(5в.до н.э.), Фома Аквинский – разговор об истории начался фактически с распространением христианства. Человечество имеет начало, возможно, и конец – это и есть история.

Новое Время: отрыв от религии, новая философия, связанная с развитием промышленности, торговли, естественных наук, географ.открытиями. Общество = природа. Гоббс, Гильвеций, Дидро, Гольбах + немецкая классическая философия – Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, Маркс.

В середине 19в. Происходит кризис немецкой классической философии, она теряет свою авторитетную позицию, возникает вопрос о том, не должна ли наука занять ее место. Но в середине 20 века выясняется, что наука тоже не может удовлетворить потребности людей и оправдать себя. К началу 21 века ставится вопрос о возврате старых позиций философии.

СФ интересует период с 19 до начала 20 веков. До сер.19в – классич.философия, в которой есть формы, претендующие на то, чтобы быть образцом, с точки зрения которых можно рассматривать другие события, действия, знания. Природа этих образцов достаточно специфична: очень обобщены, нет опоры на научный опыт. К середине 19в начинают возникать отдельные общественные науки, которые решают вопрос об обществе совершенно по-другому (экономика, социология – рассуждения о структурах общества, а не о человеке), отдельные области исторической науки (антропология, этнография – быт и нравы разных сообществ, указывают на то, что человека вообще не существует, а человеческие сообщества различны).

Неклассический период – период отрицания образцов классики (сер 19-сер 20вв). в конце 19в в естественных науках были открыты и неклассические законы – теория относительности, квантовая механика – исследование объектов, а не вещей.

Развитие позитивизма. Слово «метафизика» становится ругательным. Научная философия работает только с тем, что можно увидеть, ощутить и тд. Позитивизм сводит всякое знание о мире к непосредственному опыту. Основоположник – Конт.

Изменения начинаются в сер.20в после 2 мировой войны, связаны они с 2мя причинами:

1.практически возникает вопрос о качестве жизни людей;

2.попытка решить вопрос о том, кто меняет общество, с помощью наук об обществе не оправдалась.

Наступает постклассический период – синтез, интеграция разных форм человеческого знания. Философия старается осветить тот круг проблем, которые волнуют человека. СФ дает почву для конкретных условий социального познания.

 

СФ – результат развития философии культуры, общества. Она возникает и оформляется на определенном этапе развития общества, выражает его состояние развития. Главной классической дисциплиной была философия истории – это философствование по поводу истории, которое не озабочено изучением разных обществ. Для нее важно, что есть некоторый исторический процесс, в котором есть структуры, законы и тд, с точки зрения которых можно мыслить и понимать людей. Один из первых философов истории - Августин Аврелий. Главное для него – связь между пониманием христианского мира и человека. Должно быть начало и конец человеческой истории, история – путь, который должны пройти человеческие общества (=христианство). Затем начинают строиться различные предположения о поступательности этого пути, развития. Эта поступательная моедль развития человеческой истории получает естественные обоснования в 19в. Гегелю принадлежит самая сбалансированная модель развития общества – развитие деятельности, воплощенное в деятельности людей в обществе.

Т.о. философия истории не опирается ни на обыденный, ни на повседневный опыт людей существуют априорно данные аксиомы, поэтому жизнь конкретного общества рассматривается с точки зрения тех схем, которые создают философы. Философия истории не выводится из реальной истории, а наоборот.

В сер.19в. – кризис класс.философии, разрушение философии истории вообще. Это связано с появлением новых наук – экономики, социологии и тд. Научное познание общества ставит под вопрос схемы философии истории. Главным врагом философии истории становится позитивизм, который объявил ее самой метафизической областью философии. В качестве образца позитивизм приводит физику и археологию, которые имеют дело с вещами. Вновь возникает вопрос, что же такое история. Сточки зрения позитивизма, это памятники, сохранившиеся от прошлых поколений. Вещи сами по себе ничего не говорят, надо понять, что вещи появляются на свет в результате деятельности людей. Понимая прошлое как процесс, мы рассматриваем его с современной точки зрения. История связана с современностью, но не в том смысле, что она строится современностью, а в том, что сам факт прояснения истории связан с современностью. История – это не знание о прошлом, а знание об обществе, понятом как процесс, соединяющий прошлое, настоящее и будущее. Сами люди выполняют главную историческую работу.

Социально-философская проблематика современного общества как некоторого поля деятельности, в котором мы можем видеть прошлое и тенденции будущего. На 1 план выходит некая структура общества, которая не зависит от самих людей. Общество устойчиво, а человеческая жизнь изменчива.

В сер.20 века возникает вопрос о качестве жизни и деятельности людей, проблемы зависимости социальных форм от деятельности людей. Выясняется, что социология – тоже продукт деятельности людей. Начинается возвращение людей в теорию, ставится ряд вопросов СФ:

1.как изменяются структуры практической жизни?

2.кто меняет формы теоретической жизни?

3.как меняются социальные системы?

4.как люди влияют на изменения?

Философия возвращается не в виде системы аксиом, а как дисциплина, которая обобщает научный и практический опыт и выстраивает на его базе представления о том, как возможно общество, что представляет собой общество в данное время и в данной ситуации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.