Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная философия, ее предмет и функции.






Социальная философия.

СФ занимается осмыслением общества, как и многие другие дисциплины (такие, как экономика, археология, право и т.д.). Но все эти дисциплины, избрав объектом для своих исследований, общество, различаются по предмету. Предмет – это то, какие вопросы мы изучаем в данном объекте, совокупность вопросов, проблем. Главные вопросы СФ:

- как вообще возможно общество как форма взаимосвязи людей?

- почему общество в 500 человек и в 5 млрд по-разному устроены?

- как формы общества зависят от взаимодействия людей?

- как и почему изменяется общество? кто является субъектом этих изменений?

Таким образом, СФ можно определить как раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логику социальных процессов, динамику форм социальности, которые создаются людьми.

Как изменялось положение СФ исторически? как изменялся предмет СФ? История развития СФ определяется изменениями в жизни человеческого общества.

 

В традиционной, классической философии (до сер.XIX века) более или менее четко выделялась особая область размышлений (и исследований) об обществе, о человеке, о культуре. Иногда ее прямо называли социальной философией, чаще социально-философская проблематика существовала в составе философии истории, философии права, политико-социологических рассуждений. СФ была дисциплиной «второстепенной», дополняющей онтологию, гносеологию, антропологию, этику и т. д. одним из следствий этого положения было рассмотрение социально-философской проблематики сквозь «призму» общефилософских определений деятельности. Другим — почти полное безразличие философии к уяснению человеческой, социальной, культурно-исторической природы этих определений. Кто исследовал общество в этот период? В античности – Платон, Аристотель («Человек – существо общественное»), Сократ, Конфуций. В Средние века – Августин, Фома Аквинский (все с точки зрения христианства, общество имеет линейное развитие). Новое время – общество как природа изучается естествоиспытателями: Гоббс, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Кант, Гегель, Маркс. (да кого короче вспомните – того и пихайте, хотя тут не надо подробно про всяких хренов). В этой классической философии были формы, которые претендовали быть образцом, с точки зрения которого мы могли бы рассматривать другие события и знания. Эти образцы, за неимением научного естествознания, черпались из философии, которая характеризовала общество в самом общем аспекте, не опираясь на научный опыт.

Середина XIX века – крах классической философии. Причины: начинают возникать отдельные общественные науки, которые решают вопрос об обществе совершенно по-другому (экономика, социология, отдельные области истории), рассуждающие о структурах общества, а не о человеке. Человека вообще, культуры вообще не существует – это доказывают антропология, этнография, изучающие быт и нравы отдельных народов – есть лишь конкретные отдельные сообщества. XIX век – развитие классического капитализма, индустриального хозяйства и науки, формирование нового социально-экономического порядка. Потерпела крах сама установка на построение общей картины мира. Именно эта спекулятивность, оторванность от реальности стали толчком для появления позитивизма, для социологии. Классическая философия рушится, т.к. не выдерживает сопоставления с конкретикой. Начинают преобладать научные позиции.

Середина XIX – середина XX веков – неклассический период. В науке – открытие неклассических законов – теория относительности, квантовая механика, которые исследуют объекты, которые не являются классическими (не являются вещами). Эпоха отрицания классических форм и образцов. Развивается позитивизм (Конт), слово «метафизика» становится ругательным. Установка на то, что надо работать лишь с тем, что можно увидеть, ощутить и т.д. Позитивизм сводит все знание к непосредственному опыту.

Изменения наступают к середине XX века. 2 причины: 1) Практическая: после войны возникает вопрос о качестве жизни. Прежняя установка на производство вещей оказалась несостоятельной. Экономика зависит от качества деятельности людей. 2) Теоретическая: Попытка решить проблемы с помощью социологии, экономики не оправдалась. Социология в кризисе и не может ответить, как знание зависит от изменения общества, как должно изменяться знание, чтобы давать прогноз об обществе, кто меняет общество, как формы общества зависят от людей?

Постклассический период. В человеческом мировоззрении вновь обозначились философские проблемы, но в другом аспекте – соизмеримые с жизнью конкретного человеческого общества, личности. Философия возродилась не как абстрактная характеристика мира, а как деятельность по осмыслению человеческих проблем. Классика почти не опиралась на науку, а после неклассического периода накопился большой научный опыт, следовательно, нужно было обобщить его, но не уходить опять в область метафизической фантастики. В современном обществе СФ выходит на первый план, поскольку она становится выражением динамики общества, тенденций развития современного обществознания, «внутри» которого — а не «над» которым, как прежде, — оказывается современная философия. Под вопросом оказывается само общее понятие общества, возникает проблема человека, который живет в определенном обществе. Кто философствует? Кто мыслит? Кто познает? Человек. Таким образом, изменяется традиционное отношение СФ и онтологии, гносеологии. СФ дает объяснение познания в конкретных социальных условиях. Философия как мировоззрение во многом зависит от СФ, ведь СФ дает ответ на вопрос, как изменяется картина мира от изменений в обществе.

2 основные функции СФ:

1) мировоззренческая. СФ выявляет основные ориентиры человеческой деятельности, которые характеризуют мир с точки зрения запросов самих людей, которые помогают понять человеку его положение в обществе, мире. СФ делает набросок основных черт картины мира. Но если классическая картина мира основывалась на отвлеченной теории, философии, то постклассическая – только на фактическом материале научного и социально-гуманитарного познания, на обыденных формах человеческой жизни, на опыте повседневности. Но вопрос – как связать научный и повседневный опыт? Т.е. мировоззренческая функция зависит от методологии.

2) Методологическая - переработка опыта в формы, которые помогают людям действовать(проблема соединения внешней социальности и присущей людям индивидности). Картину мира нельзя построить раз и навсегда. Действенна только постоянно обновляющаяся картина мира. Ее надо вырабатывать и перерабатывать, т.е. методология работает на мировоззрение, но мировоззрение ориентирует методологию. Существует определенная динамика взаимоотношений, т.к. социальное бытие не застывшая структура, а процесс постоянного воспроизводства жизни людей, поэтому эти функции обуславливают и переходят друг в друга.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.