Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кинопленка






 

В продаже обычно бывает обширный ассортимент кинопленок, поэтому часто кинолюбители задают воп­рос: «А какой же тип кинопленки самый лучший?» Пря­мо ответить на этот вопрос нельзя, так как каждый тип кинопленки имеет свое назначение и при определенных условиях дает наилучшие результаты.

Для того чтобы легче разобраться в ассортименте кинопленок, надо сначала познакомиться с показателями, характеризующими их светочувствительные свойства. Это позволит заранее представить себе, какой результат получится при тех или иных условиях киносъемки и обработки пленки. На этикетках коробок с кинопленкой или на упаковке обычно указаны тип пленки, свето­чувствительность, степень контрастности, название сорта пленки по ее цветочувствительности.

Светочувствительность — одна из важнейших харак­теристик кинопленок, показывающая, каким образом данный тип пленки реагирует на свет, какова будет сте­пень почернения при воздействии на нее той или иной дозой света. Светочувствительность выражается числом единиц светочувствительности. В СССР эти единицы на­зываются единицами ГОСТа. Сенситометрическая система ГОСТа предусматривает следующий ряд показателей светочувствительности различных фотоматериалов: 22, 32, 45, 65, 90, 130, 250 и т. д. единиц. Светочувствительность кинопленок, которыми могут пользоваться кинолюби­тели, снимающие на 8-мм пленку, колеблется от 22 до 65 ед. ГОСТа. При одинаковых условиях освещения диафрагма должна быть больше в том случае, когда пленка менее чувствительна.

В продаже помимо кинопленок отечественного про­изводства встречаются кинопленки фирмы «ОРВО» (ГДР), светочувствительность которых измеряется в градусах ДИН. Число градусов указывается в виде дроби, в чис­лителе которой стоят цифры от 1 до 30, а в знаменателе 10. При сравнении материалов, светочувствительность кото­рых обозначена в градусах ДИН, следует обращать внимание только на числитель. При увеличении числи­теля на каждые 3° выдержку (диафрагму) необходимо уменьшать в два раза. Если, например, мы имеем пленку чувствительностью в 17/10 и 20/10ДИН, то во втором случае выдержка (диафрагма) должна быть в два раза меньше.

Зернистость, разрешающая способность. Кинематогра­фическое изображение, особенно при большом увеличе­нии, часто оказывается состоящим как бы из отдельных менее или более крупных точек. Зернистость обнаруживается, когда многие отдельные зерна в желатиновом слое пленки сливаются и образуют один большой комок, а масштаб увеличения при кинопроекции достаточно велик.

Сравнивая несколько кадров, снятых на различных кинопленках, можно обнаружить, что зернистость увели­чивается по мере повышения светочувствительности фо­томатериала. Поэтому для получения мелкозернистого изображения, что особенно важно при киносъемке 8-мм кинокамерами, предпочитают кинопленки относительно небольшой светочувствительности, например 22, 32 или 45 ед. ГОСТа.

Мелкие детали объекта съемки воспроизводятся раз­ными кинопленками неодинаково. Например, штриховые сетки на одних пленках выходят четкими, а на других отдельные штрихи сливаются. Способность кинопленки раздельно воспроизводить детали объекта съемки назы­вают ее разрешающей способностью и выражают коли­чеством линий (черных и белых), равных между собой по ширине, приходящихся на 1 мм оптического изобра­жения. Разрешающая способность в основном опреде­ляется свойствами светочувствительного слоя. Она ухуд­шается по мере увеличения зернистости и величины светочувствительности кинопленки и количество выра­жается следующими показателями: негативные мате­риалы со светочувствительностью 45 ед. ГОСТа — 70 лин/мм, 90 ед. ГОСТа — 60 лин/мм.

Разрешающая способность зависит также от условий киносъемки и особенно от условий обработки пленок. При этом состав проявляющего раствора сказывается незначительно, а недопроявление или перепроявление резко снижает четкость деталей и ка пленке и при ее проецировании на экран.

Вуаль образуется в результате проявления пленки, даже если на нее не воздействовал свет. С удлинением времени проявления плотность вуали возрастает. На хо­рошей пленке при правильных режимах обработки вуаль получается очень слабой. Вуаль отрицательно сказывается на качестве изображения, так как при большой плотности вуали невозможно различить детали, особенно на наиболее прозрачных участках изображения.

Контрастность изображения тем больше, чем больше разница между самым большим и самым малым почернением на кинопленке. Один и тот же объект киносъемки может быть передан с разной интенсивностью почернения, что зависит и от свойств пленки и от режима ее проявле­ния. Контрастность увеличивается с увеличением про­должительности проявления, однако растет и зернистость. Фотографическая широта — очень важная характе­ристика кинематографических пленок. Она обычно не указывается, так как это величина — обратная контраст­ности. Чем больше контрастность, тем меньше фотогра­фическая широта, и наоборот. На рис. 7 показана сенси­тометрическая кривая кинопленки. Область правильных экспозиций С) и характеризует фотографическую широту. Она показывает, что при экспозициях в указан­ных пределах всегда будет удовлетворительная плотность почернения.

Рис. 7. Сенситометрическая кривая кинопленки

Фотографическая широта у негативных и обращаемых кинопленок позволяет при киносъемках обычных сюжетов допускать ошибки при определении экспозиции и все же получать вполне удовлетворительные результаты.

Цветочувствительность показывает, к каким цветам, помимо фиолетовых, голубых и синих, чувствительна данная кинопленка. Галоидное серебро, входящее в со­став эмульсии, чувствительно только к указанным лучам видимого спектра. Дополнительная цветочувствитель­ность фотослоя достигается тем, что в процессе изготов­ления кинопленки в состав эмульсии вводят специаль­ные красители, называемые оптическими сенсибилизато­рами.

На цветочувствительность пленки указывает название ее сорта.

Наиболее приемлемыми для кинолюбителей являются изопанхроматические кинопленки, чувствительные ко всем видимым лучам. Их следует обрабатывать в полной тем­ноте.

Для начинающего кинолюбителя, работающего 8-мм камерой и проявляющего пленку по методу обращения, наиболее доступны обращаемые изопанхроматические кинопленки.

Цветопередачей называют воспроизведение цветов раз­личных предметов средствами черно-белой фотографии, где тот или иной цвет объекта соответствует различной степени почернения светочувствительного слоя. При пра­вильной цветопередаче те участки объекта, которые кажутся темными (синий и фиолетовый), на позитиве получаются темно-серыми, и наоборот, — участки светлых цветов (желтый) и на позитиве получаются светло-серыми или белыми.

На упаковке кинопленки всегда указывается номер эмульсии — это номер полива партии пленки. Пленки с одинаковыми характеристиками, но с различными номе­рами эмульсии могут иногда несколько отличаться друг от друга по чувствительности и контрастности. Поэто­му следует покупать не одну-две катушки пленки, а сразу сделать небольшой запас пленок одного номера эмульсии.

В настоящее время для кинолюбителей, работающих с пленками шириной 8, 2x8 и 16 мм, выпускается большой ассортимент черно-белых и цветных обращаемых кино­пленок, на которых мы остановимся более подробно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.