Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль западноевропейского средневековья






 

Экономическая мысль средневековья в значительной мере опиралась на труды Аристотеля. Это влияние видно в экономических взглядах крупнейшего мыслителя средних веков Фомы Аквинского (1225-1274) создавшего обширное сочинение " Сум­ма богословии".

Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность, торговля, " справедливая цена", процент.

Общественное разделение труда он характеризовал как есте­ственное природное явление и считал, что оно лежит в основе раз­деления общества на сословия.

Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе, и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя ду­ховной деятельности " во имя спасения остальных". Подобно антич­ным мыслителям, он ставил интеллектуальный труд выше физи­ческого и трактовал последний как рабское занятие.

Много внимания Ф. Аквинский уделял частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приоб­ретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является есте­ственным и необходимым институтом человеческой жизни.

Важное место в учении Аквинского занимает теория " справед­ливой цены". Идею справедливой цены каноническая теория уна­следовала от античности.

В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. Цена, которая основывалась на трудовых за­тратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой.

С одной стороны, Аквинский считает " справедливой ценой" пра­вильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой - доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу сущест­вование. Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой счита­лась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.

С теорией справедливой цены тесно связаны рассуждения Аквинского о прибыли и проценте.

Безоговорочно оправдывая получе­ние земельной ренты, он по отношению к прибыли и проценту зани­мал двойственную позицию. Аквинский был сторонником натурали­зации хозяйственной жизни и, подобно своим предшественникам; враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме грехов­ности взимания процента.

Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели, и её следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечива­ет семье купца возможность жить соответственно его месту в сослов­ной иерархии общества.

Отдавая дань времени, Аквинский делает попытки найти комп­ромиссное решение вопроса о взимании процента, которое в сере­дине XIII в. было запрещено и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставле­ние отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

Николай Орезм - магистр, епископ, автор «Трактата о проис­хождении, природе и юридическом основании и изменении моне­ты», посвященного денежному обращению. Здесь Н Орезм рас­сматривал деньги в качестве искусственного инструмента, пред­назначенного для облегчения обмена, который должен обладать определенными свойствами: удобность, транспортабельность, содержание большой стоимости в малом объеме. Такими свойствами товара-эквивалента были признаны золото, серебро, медь и бронза. Хотя епископ считал, что чеканка монет - исключительно дело государства, вмешательство в законы денежного обращения со стороны короля называл недопустимым.

5).Меркантилизм: становление, этапы развития, значение.

 

С XIV в. в передовых странах Западной Европы феодализм вступает в стадию разложения, что выражается в вытеснении натурального хозяйства товарно-денежным. Торговля становится важнейшей отраслью экономики; это приводит к возрастанию роли денег как средства обращения. Богатство все более отождествляется не с совокупностью материальных благ, как прежде, а с деньгами. Сила государства начинает измеряться непосредственно его денежными ресурсами, нормальное течение хозяйственной жизни прямо зависит от устойчивости денежного обращения. Нараставший дефицит денег и одновременный рост недоверия к испорченной монете на протяжении XIV-XVI вв. неоднократно служили причинами хозяйственных и политических неурядиц. В то же время происходил процесс первоначального накопления капитала, сопровождавшийся усилением политического влияния купеческого и ростовщического капитала, источник роста которого находится в сфере обращения.

Суть первоначального накопления капитала состояла:

1) отделение производителей от средств производства. Основой этого процесса было насильственное обезземеливание крестьянства;

2) политике колониальных захватов. Захваченные земли подвергались ограблению, а в Европе награбленные сокровища превращались в капитал. Первые колониальные империи были созданы Португалией и Испанией. Вслед за ними в борьбу за колонии вступила Голландия, Англия и Франция;

3) неэквивалентной торговле с колониями. Крупным источником обогащения колонизаторов становится работорговля;

4) обнаружение в Америке богатых рудников с огромным запасом драгоценных металлов. Это привело к понижению стоимости золота и серебра и в конечном счете к резкому повышению цен на все товары. В результате реальная заработная плата всюду понизилась, а прибыли торговцев и предпринимателей выросли. Помещикам – феодалам “революция цен” нанесла большой ущерб, так как денежные оброки обесценились. Свои потери помещики возмещали повышением арендных платежей. В среде крестьянства ускорился процесс дифференциации.

Вызревание в недрах феодализма капиталистических отношений обусловило зарождение и формирование новой идеологической надстройки, отражавшей практические потребности буржуазии. Все это послужило препослками для появления в начале XV в. меркантилизма (от итальянского mercanter – купец, торговец; термин введен в XVIII в. французскими просветителями).

Меркантилизм и представлял собой яркое воплощение экономической политики ряда феодальных государств (в течение 15-17 веков) в период упадка феодализма как системы общественного устройства в интересах нарождавшейся буржуазии. Наиболее видными представителями меркантилизма считаются Уильям Стаффорд (Англия), Т. Мен (Англия), Б. Даванзатти (Италия), А. Сера (Италия), Ж. Боден, А. Монкретьен, Ж. Б. Кольбер (Франция) и др. Они предприняли первую попытку систематизировать экономические знания о зарождающемся капиталистическом производстве.

Меркантилизм характеризуется следующими чертами:

· макроэкономический подход к анализу экономики: меркантилисты искали источники обогащения страны;

· предмет исследования – преимущественно сфера обращения;

· абсолютной формой богатства признаются деньги (золото и серебро);

· накопление богатства происходит только в форме прибыли от торговли (прежде всего внешней) или в ходе добычи благородных металлов;

· требование активного вмешательства государства в экономику: сначала – с целью поддержания активного денежного баланса, потом – для обеспечения монополии отечественных коммерсантов внутри страны и на внешних рынках и поддержки национальной промышленности.

Концепция меркантилизма не оставалась неизменной. Она развивалась и обогащалась. Поэтому принято выделять два этапа меркантилизма:

1) Ранний меркантилизм – XV– середина XVI в.

2) Развитой меркантилизм – мануфактурная система – середина XVI-XVII вв.

Ранний этап характеризуется как система денежного баланса. Это такая форма государственного регулирования в целях обеспечения благосостояния общества, основным принципом которой было “стараться покупать у иностранцев меньше, чем продавать на иностранные рынки».

Уильям Стаффорд, автор книги «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581) по денежным балансом понимал сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра. Разность ввоза и вывоза обозначал термином «сальдо». Если ввоз превышал вывоз, сальдо положительное и баланс активный, в противном случае – сальдо отрицательное, а баланс соответственно пассивный.

Меркантилисты считали, что каждая страна должна стремиться к активному денежному балансу, ибо это увеличивает национальное богатство. Законом 1381г. запрещался вывоз денег за пределы Англии; долги иностранным купцам должны были покрываться за счет английских товаров.

Позже была разработана целая система административных мер, которые обеспечивали жесткую регламентацию денежного обращения и внешней торговли. Целью их являлось привлечение в страну денежных металлов и предупреждение их бегства из страны. Торговые сделки подлежали обязательному контролю правительственных чиновников, взимавших с каждого контракта пошлину в звонкой монете. Вывозу английской монеты препятствовал «Статус об истрачивании », согласно которому всякий иностранный купец, продавший свои товары, обязан был израсходовать все вырученные средства на закупку английских товаров.Английские и иностранные купцы при въезде в страну обязывались обменивать имевшиеся у них на руках иностранные деньги на английские.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.