Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативная функция






Люди вступают в общение друг с другом в процессе любого рода трудовой деятельности, равно как и в процессе воспроизводства человеческого рода. Разделение и кооперация труда — основа всякой производственной деятельности. Но каждый индивид и социальная группа включаются в общение задолго до того, как они вступают в производственный процесс. Как воспитание индивида, так и согласование действий или поддержание общности в целом невозможны без наличия различных форм культурной коммуникации.

Как известно, общение осуществляется разными средствами. Уже само материальное производство не может осуществляться без общения, хотя бы в том плане, который принято называть «производственные отношения», как классовые, так и профессиональные. Эти отношения складываются как кооперация и разделение труда, в котором имеет место и профессиональная взаи-мозависимость (хлебопашец — мельник — булочник), так и классовое господство и подчинение.

Культура обеспечивает иную форму общения — через систему коммуникаций, как обмен информацией посредством символов и образов. Без коммуникаций невозможны никакие формы отноше-

* См.: Огурцов А. П. «Отчуждение» // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

ний и деятельности. Даже принадлежа к одному обществу, нации или производственному объединению, люди в то же время разобщены. Их разделяют время, пространства, условия бытия или деятельности, а также социальные, возрастные, культурные и даже индивидуальные различия. Характер этой разобщенности все время меняется в зависимости от организации труда, социального, политического, психологического состояния общества или конкретной среды. Поэтому необходима постоянная, устойчивая, разносторонняя и мобильная система коммуникаций, поддерживающая приемлемую степень единства и дифференцированности общественного бытия. То же самое следует

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 116 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 117 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

отнести и к внутреннему миру личности, о чем мы подробно будем говорить в главе VII.

Функции коммуникации настолько же разнообразны, насколько различна жизнь общества. Конечно, исходная функция коммуникации — взаимопонимание между участниками общего дела. Но так как масштабы каждого дела конкретны и ограничены, то между различными группами возникают противоречия и распри, в результате чего коммуникация становится негативной, выра-жением взаимного неприятия и отталкивания.

Таким образом, через коммуникацию культура осуществляет следующие задачи: а) интеграции общества и социальных групп; б) внутренней дифференциации общества и групп; в) отделения общества и различных групп друг от друга и их общения.

Интеграция осуществляется не самим фактом коммуникации, которая может выявлять разные интересы и противоречия, а через общее содержание коммуникаций или же через взаимодопол-нительность этого содержания. Как полагал Т. Парсонс, важнейшим условием интеграции системы взаимодействия является присущая всем членам общества основа нормативного порядка, т. е. общая культура. Эта основа должна быть нормативной, чтобы контролировать разрушительный потенциал самостоятельности каждой из единиц и направлять самостоятельные действия так, чтобы они усиливали друг друга, тем самым способствовали усилению самостоятельности системы в целом или составляющих ее единиц. Более высокий тип интеграции, способствующий объединению множества групп без различия в социальном, этническом и культурном планах, дают мировые религии, в которых утверждаются некие ценностные ориентации, превосходящие рамки каждой группы и малой общности, но отвечающие их общим интересам и отдаленным перспективам. К их рассмотрению мы обратимся в следующих главах.

Существование общих, одинаково осмысляемых значений, закрепляемых в языке и изобразительных средствах, — основа

коммуникации. Слушая произносимые слова, люди реагируют на их значение, и при всех различиях в реакции существует необходимый минимум взаимопонимания.

В любой организованной группе взаимодействие людей и их реакция на внешние стимулы опосредованы культурными значениями, закрепленными в языке, моральных нормах, убеждениях. Не соотнеся наблюдаемые действия людей и их потребности с системой значений, которую они принимают и которой руководствуются, нельзя ничего понять в культуре, в происходящих в обществе событиях.

Выше мы уже рассматривали типы сохранения и передачи информации, составляющей достояние культуры. Устные, письменные, аудио-, визуальные или электронные типы ее передачи представляют и варианты коммуникативности, поскольку каждый из них подразумевает, как выявлял уже Аристотель, «говорящего», само сообщение и того, кому это сообщение предназначено. При более детальном рассмотрении коммуникации выделяются: отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и аудитория), средства коммуникации, ее содержание, эффект сообщения и обратная связь. Эффект может быть, конечно, неоднозначным и выражаться в различной степени сближения или, напротив, отдаления точек зрения коммуникатора и аудитории на общий предмет.

Огромную известность приобрела общая теория коммуникаций канадского социолога и культуролога Г. Маклуэна. По его концепции, именно развитие коммуникативных средств опреде-ляет и общий характер культуры и смену исторических эпох. В эпоху племенных культур общение человека было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением, придававшим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость. Изобретение И. Гутенбергом в XV в. печатного станка привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных язы-ков и государств, что сопровождалось распространением рационализма и индивидуализма.

Введение письменности в ряде важных отношений меняет тип коммуникации. В бесписьменном обществе необходимость надежной фиксации накопленного достояния приводила к тому, что из передаваемой из поколения в поколение «мудрости дедов и прадедов» изымались разночтения, неправильности, всякое новаторство в ней считалось «отсебятиной», нарушающей правильность знаний, а значит, и порядок. Единство значений и знаний, их организация в целостной системе и надежная фиксация устраняли разномыслие, расхождения в отношении к нормам и ценностям, что

укрепляло консолидацию коллектива. Однако это приводило к постоянному устранению всяких новшеств, воспринимаемых как отклонение от привычного порядка. Поэтому многие из идей и от-крытий, возникавших в такого рода обществах, канули в вечность.

Введение письменности способствовало решению сразу двух задач. С одной стороны, она служила надежному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений. С другой — возникала возможность принятия новых элементов, хотя бы путем дополнений к прежнему тексту или иной интерпретации старого, которая также может фиксироваться в новом тексте. Так, введение арабской письменности для коранической литературы (VII в.) способствовало как сохранению сакрального

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 117 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 118 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

достояния, так и фиксации прежней поэтической традиции. Вместе с тем общество получило мощное средство введения и новых значений, образов и ориентаций, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний. В течение примерно двух столетий шла широкая работа по переводу античных текстов на арабский язык. (Благодаря этим переводам, в частности, удалось сохранить часть античного наследия, утраченного в греческих оригиналах.)

Конечно, между этими двумя функциями возникали противоречия. Потребность в устойчивости подлинного знания диктовала ограничение нововведений. Это достигалось через канонизацию текста и догматизацию духовных принципов, через сакрализацию высших ценностей. Потребность обновления приводила к упорной идеологической борьбе между традиционалистами и об-новленцами.

По мнению Г. Маклуэна, современные аудиовизуальные средства коммуникации ведут к вытеснению всех прежних видов искусства и отвечающих им форм общения. Новая всеохватная сеть общения создает «глобальную деревню», упраздняет пространство и время и заменяет рационализацию новыми формами мифологии, преподносящими мир как нечто зримое и осязаемое целое. Телевидение и новейшие аудиовизуальные системы радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современный человек.

Однако концепция Маклуэна была подвергнута критике со стороны тех социологов, которые полагают, что историческая смена типов коммуникативности не отменяет значения синхронно существующих параллельных типов. Новое не отменяет старого, а лишь меняет соотношение способов коммуникации. Поэтому классификация этих способов относится не только к истории, но и к современности:

1. Традиционный — в локальной сельской среде, где все более или менее знают друг друга, где роль каждого человека в общении определена его возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с детства или по крайней мере в течение многих лет. Общение отличается постоянством, стабильностью ожиданий, привычностью коммуникаций. В такой среде не возникает проблемы некоммуникабельности, а общение не требует специальных знаний и инициативы.

2. Функционально-ролевой тип коммуникаций развивается в городской среде, в условиях значительной дифференциации типов деятельности и образа жизни. Он является безличным и специализированным. Правила коммуникации в общем соответствуют той роли, которую человек имеет в данной системе деятельности, прежде всего в профессиональном плане, его статусу и сложившейся иерархии в этой системе. Устные, а еще больше письменные контакты часто формализованы. Существуют многочисленные градации в личностных отношениях. Например, горожане не вступают обычно в общение на улице или в городском транспорте, в функциональной среде возникают правила знакомства и представления.

3. Массовая коммуникация образуется в рамках современного массового общества и означает распространение информации одновременно среди большого числа людей, независимо от со-циального статуса и места жительства. Такая коммуникация возможна лишь на основе новейших технологических средств, обеспечивающих высокую скорость и массовость поиска, обработки и распространения информации, основные характеристики такой коммуникации будут рассмотрены в главе XVIII. Именно при изучении такого общества теория коммуникации получила огромное развитие, породив социологию средств массовой коммуникации, теорию пропаганды, рекламы, межкультурного общения и т.д. Введение новых информационных и коммуникативных технологий привело к радикальному преобразованию не только собственно коммуникативных процессов в обществе, но и типа связи между людьми, характера материального и духовного производства. Все это формирует новый общий тип социальности, получивший название постиндустриального общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.