Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рациональность — ценность — цель.






Различие между обыденным и специализированным уровнями культуры в большой степени проявляется при рассмотрении того значения, которое придается на каждом уровне принципу рациональности и его соотношению с ценностными и целевыми ориентациями. Понятие ра-циональности, введенное в социологию и культурологию работами Ф. Тенниса, Г. Зиммеля и, главным образом, М. Вебера, применяется для обозначения не гносеологического разделения ра-зумного и стихийного, а направленности человеческих действий как процесса последовательного упорядочивания и поддержания преемственности в достижении тех или иных ценностей и целей. В таких действиях систематически вытесняются аффективные или рутинно-традиционные способы в пользу сознательного оформления интереса личности или группы. Рационализация предполагает выяснение соотношения цельплан или цель — средство, чтобы сосредоточить затрачиваемые усилия на достижении поставленной цели при разумном использовании возможных средств, на основе внутреннего согласования этапов, учета возможных последствий, определения порядка выбора конечных и промежуточных целей и т.д.

Выделяя тип действий, ориентированных на ценность (ценностнорациональное действие), М. Вебер подчеркивал, что оно

основано на соответствии требованиям и заповедям, в соблюдении которых индивид видит свой долг и которым он придает особое жизненное (или сверхжизненное) значение. Пренебрегая кон-кретными обстоятельствами, преодолевая повседневные аффективные состояния и склонность к оппортунизму, человек стремится к осуществлению более высоких или предельных ценностей, предстающих как желанное воплощение добра, истины, красоты, справедливости, порядка, богатства в противоположность злу, лжи, безобразию, несправедливости, беспорядку, нищете. Ценностная ориентация может привести человека в противоречие с сиюминутными интересами или заставить его не обращать внимания на негативные последствия во имя высшего долга и принципа.

В процессе рационализации деятельности человек должен отделить сущее, т. е. эмпирическую реальность, в которой сочетаются самые разнообразные элементы и факторы, и должное, т. е. тот целесообразный порядок или же ту ценность, которые отвечают его устремлениям.

В соответствии с типологией, предложенной М. Вебером, принято различать ценностную и целевую рационализацию. Для целерационального действия характерны однозначность и ясность осознания человеком поставленной перед собой задачи, соотнесенной со средствами ее достижения. Здесь как цель, так и средства ее реализации представляются «разумными». Действия, приводящие к неоправданным, чрезмерным издержкам, отвергаются. Еще со времен Древнего Рима в европейском лексиконе утвердилась формулировка «пиррова победа», относящаяся к достижению, явно не оправдавшему затраченных средств. Но в том же менталитете существует и афоризм «Это больше, чем преступление, это — ошибка!», и принцип макиавеллизма, в соответствии с которым «цель оправдывает средства». Отторгая какие-либо ценностные принципы, эта установка диктует голую целесообразность, направленную на сокрушение врага, завоевание власти и т.д., хотя бы и ценой вероломства, измены, подлога и убийства. Как мы видели, свою рациональность имеет и всякое прак-тическое действие, хотя эта рациональность может вступать в прямое противоречие с ценностными ориентациями. В отличие от цели ценность может выступать и как иррациональный фактор, как идеал, достижение которого бесконечно привлекательно, но издержки могут быть чрезмерными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.