Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функция накопления, хранения и передачи культуры






Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и наро-дами. Культура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах, формулах науки, своеобразных языках искусства, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смысле культура — память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт.

Если измерение времени — по часам и календарям — отвечает необходимости установления единого времени в данном обществе, да и во всем мире, то праздники, юбилеи и памятные даты — семейные, групповые, локальные, национальные, религиозные и интернациональные — большей частью возвращают нас к тому событию в прошлом, которое имеет значение для данной общности и память о котором устойчиво поддерживает признание какой-то части опыта.

Временное измерение культуры относится как к прошлому, так и к будущему, что проявляется в перспективных ориентациях, планировании действия, нововведениях и открытиях, выводящих общество на новые рубежи.

Казалось бы, культура тем эффективнее будет обслуживать общество, чем больше накопленный ею объем информации, правильно отражающий ее собственные черты и черты внешнего мира, чем меньше утраты и чем свободнее доступ к этой информации. Но

память всякой культуры избирательна, в ней сохраняются лишь значительные события, придающие смысл истории данного общества. Тема утраты прошлого, потери коллективной и индивидуальной памяти часто встречается в искусстве. Сознательное искажение истории, превращение ее в политику, опрокинутую в прошлое, характерны для общества, изображенного английским писателем Дж. Оруэллом в романе-памфлете «1984». В этом обществе подлинные исторические документы давно уничтожены. Люди, составляющие огромный штат так называемого «Министерства правды», заняты переписыванием всей ранее выпущенной печатной продукции с целью приспособить ее к официальным установкам и авторитетам. В этой художественной гиперболе выявлены механизмы, к которым прибегали тоталитарные режимы. Более простой способ

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 108 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 109 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

манипуляции с родовым сознанием человека обрисован в романе Ч. Айтматова «И дольше века длит-ся день», в котором посредством некоторой «пластической операции» с черепом украденного юноши из его сознания изглаживается память о прошлом и он остается покорным рабом — «манкуртом» — своих хозяев.

Однако культурологический анализ социальной памяти выявит иную, более динамичную картину. В сознании как индивида, так и группы или общества в целом происходит постоянное приобретение и накопление новых знаний наряду с частичным забвением прежних. И если изучение характера этих процессов в индивидуальном сознании — сфера психологии, то культурологический анализ, развернутый в ином измерении, покажет действие механизмов памяти и забывания в общественном сознании.

Как показал, например, известный этнограф и историк культуры М. Элиаде, далеко не все сохраняется длительное время в памяти коллектива или общества любого масштаба и отнюдь не в подлинном и постоянном виде. Динамика памяти поддерживает знание о значимых событиях, поучительном опыте, оценка которого соотносится с теми задачами и принципами, которые должно решить и поддержать общество для своего выживания, самосохранения, повышения степени сопротивляемости трудным обстоятельствам и напастям извне или изнутри. Из памяти «изымаются» (или же подвергаются ослаблению) деструктивные свидетельства, подрывающие сплоченность и стойкость коллектива. Впрочем, идейная операция может носить характер «предания суду истории» деятеля или института, «виновного» в невзгодах и потрясениях, обрушившихся на народ.

В качестве средства хранения и накопления информации выступают естественная память индивида, коллективная память, за-

печатленная в языке и духовной культуре, символические и вещественные средства сохранения информации: тексты, книги, изобразительные средства, в том числе памятники, архитектурные сооружения, новейшие средства записи текстов, изображений, знаков. Во всех случаях сохранение памяти требует поддержания знаковых систем, определенного метода упорядочивания, организации информации по ее ценности и содержанию. Наиболее распространенной знаковой системой до сих пор все-таки служит разговорный язык, а методами организации — устное предание, мифология, письменность, канон, комментарии, логически и семантически разработанные системы знания, создаваемые различными науками.

В примитивных обществах основными механизмами культурной преемственности служили естественная память, прямое подражание и устная речь. Однако естественная память — механизм ненадежный. Общезначимая информация растворяется в живом коллективном опыте и облекается в метафорические формы. Необходимость борьбы с рассеиванием информации заставляла охранять целостность и неизменность коллективных знаний и верований, ограничивать нововведения. Это мешало рекомбинации знания, перестройке представлений о действительности. Кроме того, в силу ненадежности передачи знаний часть их безвозвратно утрачивалась несмотря на огромный объем памяти «старейших- мудрейших».

Постоянная угроза рассеивания информации, относящейся как к жизненно важным средствам социальной регуляции, так и к познанию мира, вызвала к жизни обширные мифо-поэтические комплексы, фольклорное наследие, хранившееся в живой памяти сказителей и старейшин. Неподвижность этого культурного комплекса рассматривалась как гарант устойчивости и выживания первичного коллектива (род, племя, семья).

Длительное время письменная культура хранила лишь наиболее важные знания и смыслы, имевшие сакральный статус. Но и их поддержание требовало огромных усилий, времени, средств, специальных кадров — священников. Религиозные догматы способствовали закреплению информации, относящейся к функционированию социальных систем организма, удержанию основных мировоззренческих категорий. Догматы претендовали на универсальность и освящались высшими авторитетами. Догма господствовала над живым опытом, существенные результаты которого не находили себе места в социальной памяти. Изменение догматов было медленным делом, которое затруднялось еще и сопротивлением хранителей «священных заветов».

Чем сложнее и разветвленнее становилась деятельность общества и чем больше накапливалось информации, тем чаще догматический способ ее систематизации вступал в противоречие с задачей выработки новых знаний.

По мере вызревания отдельных сторон общественных отношений и специализации видов деятельности складывался новый, научно-рациональный способ расчленения и синтеза фактов дей-ствительности и их закрепления в осмысленные, логически стройные системы. Специфические разделы знаний выделялись в соответствии как с характером предмета, так и с его социальной зна-чимостью. Рациональное расчленение информации дало толчок развитию исторического, этического, естественнонаучного, практически-политического и других видов знания. Высшая форма

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 109 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 110 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

социального управления информацией и ее передача состоит в том, что задается не готовый образец для подражания и не команда для реализации, а расчлененная программа, рассчитанная на творческое восприятие. Индивидуальное сознание воспроизводит требования системы и выбирает вариант их реализации. Индивидуальные новшества, творческое поведение оказываются не только допустимыми, но и необходимыми для успешного функционирования системы в целом. Рационально-научный способ передачи знания адресован не пассивному исполнителю, а активной, деятельной личности, осознающей свою социальную ответственность.

За последние десятилетия происходил ускоренный процесс радикальной смены системы накоплений и хранения знаний, что породило информационную революцию, создавшую предпосылки для становления постиндустриального общества. Достижения микрокомпьютерной технологии позволили за 30 лет закодировать в электронные программы значительную часть того научного заде-ла и информации, которую накопило человечество за предшествующие века своего существования. Формализация методов обработки данных и оперирования знаниями позволила не только ускорить технологические и управленческие процессы, высвободить значительную часть работников от рутинных трудовых процессов, но и преобразить само производство знаний, создать «индустрию знаний, а на ее основе технику с элементами «искусственного интеллекта».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.