Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная сущность личности






Рассмотренные выше элементы культуры — нормы, ценности, знания, ориентации — составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции, такими как экономика, социальная структура и политика. Однако не только указанные выше социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее «носителем» является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.

Конечно, та или иная степень индивидуализации имеется в каждой культуре, и поэтому зачастую рассматривается типичная или базовая личность в культуре как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе*. Однако в этом

* См.: Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1983.

случае речь идет большей частью об индивиде, вписанном в общую систему регуляции. Собственно личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность, принимая на себя издержки риска и успех в достижениях.

Проблемы личности рассматриваются разными дисциплинами*. Особенно здесь важна роль социальной антропологии и психологии, для которой личность представляет некоторое интегри-рующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида. В новейших психологических теориях, связанных со школой советского ученого Л. С. Выготского, раскрывается, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе межличностных процессов в ходе социализации человека. В социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, элиты, профессиональные, возрастные, половые и прочие.

В русском языке принято словом личность обозначать либо отдельного человека в обществе, т.е. индивида, либо человека как носителя социальных характеристик, либо как совокупности свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность, его способность выступать самостоятельно, от своего имени.

Культурология рассматривает не только объективные, безличные аспекты существования элементов и структур культуры, но и субъективный план, воплощенный во внутреннем мире чело-века. Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой — личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей (в отличие от их реального существования), а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества. Именно при обращении к проблематике личности можно выявить противоречия и конфликты, которые вызывает в человеке несоответствие между утверждаемой нормой и

* В написании данного раздела автор опирался во многом на работы И.С. Кона.

ситуацией, что нередко приводит к тяжелым психологическим стрессам или социальным потрясениям.

Особое значение имеет проблема «Я». В субъективном плане «Я» связано с самосознанием личности, ощущением ею своих потенций и своего отличия от других. Объективные признаки «Я» уловить довольно трудно, поэтому и человеку не так-то легко ответить себе на вопрос: «Кто я такой?»

Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках определенной культуры или культурной группы. Степень индивидуализации сильно различается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.

Социокультурные факторы поведения личности могут быть во многом раскрыты при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой субкультуры в данной общности. В ролевом описании любая социальная группа предстает в виде набора определенных позиций. Это могут быть классовые позиции (предприниматель или трудящийся), профессиональные (рабочий, крестьянин, военный, ученый), семейные (муж, жена, дети). Вместе с тем каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от цикла деятельности, ситуации или личной склон-ности (ленивый или старательный ученик).

Предположим, мы встречаем среднего современного жителя СНГ — инженера, демократа, но

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 126 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 127 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

бывшего члена КПСС, интересующегося садоводством, но также увлекающегося детективной литературой, любящего русские романсы и поэзию Н. Гумилева (или украинские народные песни), неопределенно относящегося к религии. В качестве инженера он более или менее разделяет ту целостную систему знаний, на которой построена его ветвь инженерной науки. Как демократ он тоже обладает определенными политическими взглядами, насколько это возможно при несложившейся в нашей стране (и постоянно меняющейся) политической системе. Впрочем, как бывший член КПСС он склонен допускать, что в деятельности партии не все должно быть предано осуждению. Как семейный человек и владелец садового домика он склонен допустить больший авторитаризм в действиях властей, чтобы снизить уровень преступности. В остальных своих характеристиках он тоже носитель мало связанных между собой элементов, относящихся к разным сторонам культурной жизни. В целом в нашем индивиде мы находим сочетание нескольких разных систем, в каждой из которых он действует более или менее последовательно. Мы исключаем, конечно, резкие сры-

вы и перемены, например от симпатии к демократам к приверженности к национал-патриотам, от садоводства к коммерции, обращение в католицизм и т.п. Однако между его разными приверженностями и привязанностями нет какой-либо логичной или причинной связи.

Таким образом, индивид предстает как фрагментарная и частичная личность, как носитель разных ролей, относящихся к разным сферам и типам культуры. Еще А. Пушкин выразительно обрисовал совмещение самых разнородных сторон в личности поэта, который в обычном состоянии погружен «в заботы суетного света», но вдохновение преобразует его внутренний облик и делает его сопричастным «божественному глаголу». На более драматичном уровне эта проблема была им же сформулирована как совместимость или несовместимость «гения и злодейства». Именно классическая литература требовала изображения сильных характеров, отличающихся определенностью и последовательностью своих мыслей, ориентаций и поступков. Но уже введение образа «маленького человека» и изображение повседневной нормальной, т.е. нормативной, жизни привело к утверждению реализма и банализации ее персонажей.

В культурном плане проблематика освоения и сочетания ролей раскрывает многое в социальной жизни, формирует характер и идентичность социальных групп, наций и индивидов. Она оказывается крайне важной в общении между индивидами разных групп или социальной мобильности, меняющей положение групп и индивидов. В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа.

Обратим внимание и на то обстоятельство, что становление личности в истории культуры требует двух предпосылок. Во-первых, нужна некоторая внутренняя ценностная ориентация, установка на самоценность «Я», ее внутреннего мира, несовпадающего с требованиями внешнего мира, а иногда и противостоящего им. Такая отделенность фиксировалась в культуре различными способами. Еще от античной культуры в европейскую переходит понятие судьбы как неизбежного достояния каждого человека, над которым он в конечном счете не властен. В христианстве особое значение приобретает понятие души как сущностного и индивидуального достояния человека, соединяющего в себе некое божественное начало и личный выбор, определяющий состояние и конечные перспективы индивидуальной жизни. Но те или иные аналоги судьбы и души можно найти в каждой развитой культуре

и лишь детальное сопоставление культур покажет степень сходства и различия между ними.

Во-вторых, эта внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы не подорвать принятые нормы, что могло бы ослабить сложившуюся («рутинную») и еще необходимую систему регуляции. Поэтому такая внутренняя самостоятельность может выражаться в скрытости личности, двоемыслии и лицемерии. В религиозной культуре не рекомендовалось публично проявлять свое инакомыслие, что выглядело как «непростительный грех гордыни», а несоблюдение норм и ритуалов сурово каралось.

Религиозная реформация, а затем растущая секуляризация в ряде западных стран, развитие буржуазного общества и частной собственности обеспечивают постепенное обособление частной жизни от публичной, личных взглядов от тех, что приняты в обществе. Однако длительное время явное проявление инакомыслия и несходства в образе жизни сурово осуждалось в общественном мнении. Необходимость поддержания приличий и условностей воспринималось личностью зачастую как тяжелое бремя. Поддержание этих условностей при внутреннем несогласии с ними воспринималось как лицемерие, а их нарушение формировало различные виды предпринимательства, авантюризма и девиантного поведения. Длительное время шла борьба между общепринятыми принципами морали и проявлениями личной инициативы. Феномен лицедейства все более проявляет себя как право индивида (как собственника, так и несобственника) отдавать отчет только самому

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 127 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 128 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

себе. Лишь постепенно устанавливались терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что он не нарушает явно правовой кодекс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.