Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здоровый образ жизни и личная безопасность






Потребности и поведение. Вся наша жизнь — это поведение, направленное на ликвидацию потребностей. В отличие от животных человек разумный имеет не только биологические, но и социальные потребности.

Врожденное (инстинктивное) поведение присуще всем и направлено на удовлетворение биологических потребностей, имеющих целью сохранение жизни человека. Приобретенное индивидуальное поведение также направлено на удовлетворение доминирующей потребности, но оно у разных людей неодинаково и связано с характером личности. В различных условиях времени и пространства поведение зависит от индивидуальных особенностей личности и может выражаться особенностями принятия решения для ликвидации биологических и социальных потребностей. Из этого следует, что на стадии принятия решения о ликвидации потребности всякий раз происходит борьба не только между жизненно важными биологическими, но и между социальными потребностями. И если биологические потребности — врожденные, т. е. они присущи всем представителям вида «человек разумный», то социальные — формируются под влиянием социальной среды и в определенных условиях времени и пространства. Иными словами, предпочтение, которое каждый раз при принятии решения отдается социальным потребностям в ущерб биологическим, есть результат влияния социальной среды в прошлом (прошлый жизненный опыт, сформированный в процессе воспитания) и в данный момент времени и пространства.

Программа выживания жестко задана генетически и осуществляется автоматически на основе принципа саморегуляции, т.е. на бессознательном уровне. Это жизненно необходимо, так как если бы человек в сложной ситуации останавливался и обдумывал программу своего поведения, его мог бы съесть любой голодный хищник. Первоначально эта программа связана с поведением (деятельностью) матери, а далее по мере роста начинает расширяться и охватывать другие области деятельности, определяя самостоятельно, что опасно для жизни, а что — нет.

Приобретенная программа поведения первоначально закрепляется случайно — в результате совпадений возникшей потребности, раздражителя и его подкрепления, что приводит к ликвидации потребности и образованию новых условно-рефлекторных связей. Далее на их основе и в зависимости от вида подкрепления (приводящего к появлению положительных или отрицательных эмоций) формируются свойства характера, у одних — храбрость, любознательность, стремление к исследованиям, а у других — робость, замкнутость. На первых этапах развития и становления личности поведение ребенка напоминает роботов, не умеющих анализировать и программировать свое поведение. Такое бессознательное поведение осуществляется автоматически, без участия мыслительной способности. Формируется такое поведение еще до того, как ребенок осваивает речь. Очень часто достичь самостоятельного мышления, т. е. способности составления своей собственной программы поведения, так и не удается.

Социальные потребности отличают человека от животного, и его поведение под их влиянием в процессе жизни значительно социализируется, т.е. подчиняется требованиям социальной среды обитания. Если социальные потребности часто и длительно доминируют в ущерб биологическим, это приводит к нарушению процессов жизнедеятельности организма и, в конце концов, к возникновению различных заболеваний и даже к гибели.. С этих позиций поведение, которое в большей степени направлено на удовлетворение социальных, а не биологических потребностей, можно считать поведением неразумного человека, подвергающего свою жизнь и здоровье опасности.

Именно поэтому здоровый образ жизни мы трактуем как поведение, направленное на рациональное удовлетворение биологических и социальных потребностей. Здоровый образ жизни можно также определить как наиболее характерную, типичную деятельность в конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условиях, направленную на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения, а с другой — преодоление факторов риска здоровью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.