Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация поведения и здоровье






Потребность в здоровом образе жизни. Соблюдение здорового образа жизни касается всех без исключения людей: и практически здоровых, и тех, чье здоровье имеет некоторые функциональные отклонения. Давно известно, что в немалом количестве болезней виноваты не природа, не окружающая среда и общество, а только сам человек, являющийся частью этой природы и этого общества. Чаще всего, особенно в зрелом возрасте, человек заболевает от малой подвижности и несоблюдения режима питания. При этом он надеется на медицину. Медицина может неплохо лечить многие болезни, но не может сделать человека абсолютно здоровым. Роль медицины заключается в том, чтобы научить человека, как стать таким. Для того чтобы стать и быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, мы сами можем укрепить свое здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью.

Величина любых усилий определяется значимостью поставленной цели, вероятностью ее достижения и воспитанием. Поведение человека или образ его жизни зависят от биологических и социальных потребностей, требующих удовлетворения (например, от таких потребностей, как утолить голод и жажду, выполнить производственное задание, отдохнуть, создать семью, воспитать детей и т.д.).

В повседневной жизни возникают потребности, значимость удовлетворения которых неодинакова. На разных отрезках жизни и в каждый момент времени происходит как бы конкуренция потребностей. Человек стремится с помощью своего поведения достичь максимума приятного или, по крайней мере, уменьшения неприятного. То и другое зависит от возможности удовлетворить возникающие потребности.

Известно, что удовлетворение потребностей корректируется собственными убеждениями (опытом), которые формируются в результате обучения и воспитания на базе приобретенных условных рефлексов. Применительно к здоровью они выражаются в отношении к пище (вкусно — невкусно или люблю — не люблю), к спорту (бегать или плавать), к правилам поведения (ограничивать себя в чем-то или нет), к органам здравоохранения (лечиться или преодолевать боль). Именно поэтому большое значение имеют воспитание, формирование убеждений здорового образа жизни, условных рефлексов правильного поведения.

Считается, что значение убеждений обычно слабее биологических потребностей, однако с этим трудно согласиться. Возможности воспитания, формирования убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни огромны и очевидны.

Вначале рассмотрим, как возникают биологические потребности. Здоровье человека, т.е. благоприятное течение процессов обмена веществ, а следовательно, самой жизни, определяется постоянством внутренней среды организма. Постоянство внутренней среды организма — гомеостаз характеризуется рядом количественных показателей (температура тела, артериальное давление, скорость оседания эритроцитов, клеточный и биохимический состав крови и т.д.), которые являются биологическими константами, относительно постоянными показателями здоровья. Иными словами, состояние внутренней среды организма (его биологические константы) свидетельствует о здоровье или нездоровье человека.

Организм и окружающая его среда — это единое целое. Изменение экологической среды оказывает соответствующее (большее или меньшее) влияние на организм человека и является причиной отклонения биологических констант от физиологической нормы. Значительное отклонение биологических констант от физиологической нормы, т.е. изменение гомеостаза, свидетельствует о состоянии нездоровья. В этом случае возникает биологическая потребность восстановить отклоненную от нормы константу и тем самым приспособиться, адаптироваться к измененной экологической среде. Именно изменения гомеостаза побуждают процессы адаптации к его восстановлению, т.е. к ликвидации биологической потребности в восстановлении физиологической нормы. Известно, что реакция человека на любое воздействие окружающей среды протекает под контролем центральной нервной системы (ЦНС). Так, меняющаяся экологическая среда (тепло, ветер, шум, свет и т.д.), изменяет гомеостаз. Характер и степень его изменения воспринимаются соответствующими нервными окончаниями — рецепторами, и сведения об этих изменениях передаются в нервные центры, а от них после соответствующего анализа к рабочим органам (железам, мышцам), функция которых и заключается в восстановлении гомеостаза.

Основной и простейшей формой нервной деятельности является рефлекс — ответная реакция организма на действие раздражителя. Существуют безусловные и условные рефлексы, т. е. врожденная (инстинкты) и приобретенная формы ответных реакций организма на специфическое раздражение окружающей среды, которые рефлекторно осуществляются на основе принципа саморегуляции.

Принцип саморегуляции — это такой уровень регуляции процессов жизнедеятельности организма, который действует непрерывно на протяжении всей жизни. Он заключается в том, что при изменении гомеостаза организм, его центральная нервная система самостоятельно (рефлекторно), без участия нашего сознания включает механизмы нервной и (или) гуморальной (эндокринной) регуляции, организуя функциональную систему, деятельность которой направлена на восстановление константы и ликвидацию биологической потребности с целью адаптации человека к изменяющейся внешней среде.

Результатом деятельности функциональной системы организма является ликвидация биологической потребности, или, что одно и то же, адаптация к окружающей среде. Все процессы жизнедеятельности организма и отдельных его органов и систем направлены на сохранение жизни и здоровья. Поддержание постоянства внутренней среды организма является целью, конечным результатом процессов жизнедеятельности организма. Именно результат формирует ту или иную функциональную систему, направленную на удовлетворение потребности, т.е. на сохранение здоровья.

При саморегуляции ликвидация потребности — процесс постоянный, не прекращающийся ни на секунду и протекающий, как правило, без нашего сознания.

Но если для восстановления постоянства внутренней среды собственных резервов недостаточно, организм, его функциональные системы, включают осознанные поведенческие реакции, происходящие уже на базе условных рефлексов. В этом случае функциональная система избирательно вовлекает и объединяет любые структуры организма, расположенные в разных его местах, для выполнения акта поведения с целью получения полезного результата, который заключается в восстановлении гомеостаза, т. е. ликвидации биологической потребности.

Кроме биологических существуют и социальные потребности, претендующие на свое удовлетворение (подробнее см. в разд. 1.3). Именно потребности (биологические и социальные) лежат в основе формирования мотивированного поведения, а немотивированного поведения не существует.

Наличие той или иной потребности организма характеризуется очагом возбуждения в центральной нервной системе, который сохраняется в ней вплоть до ее ликвидации и выступает как фактор, определяющий и направляющий поведение человека. Следует всегда помнить, что потребность является фундаментом всей психической деятельности человека и причиной его целенаправленного поведения. Прежде чем говорить о научном обосновании поведения человека, соблюдающего здоровый образ жизни, нужно понять, какие биологические мотивации лежат в основе этого поведения.

В повседневной жизни поведение человека определяют четыре (хотя их гораздо больше) базовые, врожденные биологические потребности: пищевая, половая, защитно-оборонительная (или двигательная) и познавательная. Ликвидация этих потребностей обеспечивается вначале только за счет врожденных функциональных систем безусловных рефлексов.

Понятно, что поведение разумного человека (и населения в целом) всегда направлено не во вред себе, а на сохранение своего здоровья. Так, для сохранения здоровья человек должен питаться, т.е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения рода человеческого должен размножаться, т.е. удовлетворять врожденную половую потребность, связанную с зачатием, рождением и заботой о воспитании потомства; чтобы знать и уметь ориентироваться во времени и в пространстве, должен учиться познавать мир, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потребность; для создания благоприятных условий обитания и жизни должен двигаясь трудиться, т.е. удовлетворять врожденную двигательную потребность.

Безусловные и условные рефлексы. Удовлетворение потребности, т. е. получение желаемого результата, всегда сопровождается положительными эмоциями, радостным чувством. И наоборот, если ожидаемый результат не получен и потребность не удовлетворена, возникают отрицательные эмоции вплоть до слез, истерических проявлений, возникновения различных физических и психических заболеваний. Прочность и надежность безусловных рефлексов, направленных на удовлетворение врожденных биологических потребностей, обеспечивают сохранение рода человеческого как биологического вида. Они имеются у любого представителя данного вида и являются врожденной памятью, «памятью вида», полученной по наследству. Приобретенные формы поведения — многочисленные и разнообразные условные рефлексы — образуют индивидуальную память, и лежат в основе поведенческой деятельности. Поведение человека «суть условные рефлексы». (Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1952. – с.48)

Высший уровень адаптации организма к природным, техногенным и социальным факторам среды (поведенческая регуляция) обусловлен возможностью формирования у человека в процессе жизни огромного количества условных рефлексов, их многообразием, прочностью и подвижностью — способностью к изменению. Обучение и воспитание — это и есть процессы формирования соответствующих условных рефлексов, приобретение индивидуальной памяти или жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков: бытовых, спортивных, профессиональных, здорового образа жизни и т.д. Следует отметить, что классическая физиология определяет память (запоминание, сохранение и воспроизведение информации) как функцию двух прочно связанных не­рвных процессов. Первый — это безусловные рефлексы (или врожденная память), лежащие в основе инстинктивных форм поведения. Они являются базой для формирования условных рефлексов. Второй — условные рефлексы (или приобретенная память), формирующиеся в результате индивидуального развития в процессе обучения под влиянием социальной среды и лежащие в основе приобретаемых форм поведения.

На практике приобретенную память в зависимости от условий образования рефлексов можно характеризовать как зрительную (условный раздражитель поступает через зрительный анализатор), слуховую (условный раздражитель поступает через слуховой анализатор), мышечную (условный раздражитель поступает через двигательный анализатор), долговременную (раздражитель повторяется часто и длительно), кратковременную (условный раздражитель предъявляется случайно, однократно и кратковременно) и т.д.

На основе условных рефлексов образуются новые временные связи между нейронами центральной нервной системы, которые комбинируются друг с другом и со вновь образующимися условными рефлексами. Эти процессы обладают разной прочностью, разными качествами и сохраняются в определенных структурах мозга.

Приобретенная память всегда индивидуальна, и даже у одного и того же человека проявляется различно — в зависимости от потребности, места, времени, окружающей обстановки и т.д. Центры условных рефлексов расположены в коре головного мозга, поэтому их формирование — это осознанная ответная реакция организма, его высшая нервная деятельность.

Механизм образования условного рефлекса (механизм запоминания, обучения, приобретения индивидуальной памяти) требует наличия трех основных условий:

-первое — наличие возбуждения структур безусловного рефлекса, т.е. обязательное наличие биологической потребности (пищевой, половой, двигательной или познавательной и т.д.);

-второе — наличие индифферентного раздражителя внешней среды, предъявляемого во времени и в пространстве (свет, звук, запах, касание, слово, событие и т.д.), который должен отложиться в памяти (запомниться), т.е. стать вместе со временем и пространством условным сигналом к проявлению ответной реакции организма (поведение, выделение секрета, изменение мышечного тонуса и т.д.);

-третье — наличие подкрепления.

Подкрепление это ликвидация потребности, т. е. процесс ликвидации возбуждения подкорковых структур безусловного рефлекса. И в каждом конкретном случае подкреплением будет тот раздражитель (питание, движение, информация и т.д.), который приводит к ликвидации одной из имеющихся потребностей. Подкрепление по времени должно следовать непосредственно за воздействием индифферентного раздражителя, который при неоднократном повторении («Повторение — мать учения») запоминается и становится условным сигналом проявления условного рефлекса. При отсутствии подкрепления условный раздражитель теряет свое значение (забывается) и данный условный рефлекс может исчезать (угасать).

Приведем пример проявления условного рефлекса. Человек хочет пить, его мучает жажда, он выпивает стакан воды, и, хотя вода еще не всосалась, но мучительное чувство жажды уже исчезло. Это связано с тем, что о действии, результатом которого станет ликвидация потребности по системе обратной связи, заранее сообщается в соответствующие нервные центры.

Поведение человека, образ его жизни, всегда связано с приобретением в процессе обучения новых условных рефлексов в меняющихся условиях среды обитания. Условные рефлексы лежат в основе любых форм привычного поведения человека в быту, на работе и во время отдыха. Это обычаи и традиции, привычки и культура, страхи и вера в свои силы и т.д.

Формирование мотивации поведения. Еще раз напомним, что для формирования мотивации поведения, так же как и отдельных условных рефлексов, прежде всего, необходимо наличие той или иной потребности. Вот почему человек начинает заботиться о себе тогда, когда у него появляются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, приводящие к боли, дискомфорту, ограничению подвижности и т.д. Само собой разумеется, что социальная мотивация поведения формируется под влиянием социальной среды (семья, друзья, коллеги, знакомые, СМИ и т.д.).

Мотивация поведения определяет все формы выраженной целенаправленной поведенческой деятельности человека. При этом наблюдается своеобразная иерархия мотиваций поведения, их конкуренция. Одна из них — ведущая потребность — побеждает в этой конкурентной борьбе и становится доминирующей, после ее удовлетворения появляется другая важная потребность, и уже она становится доминирующей и т.п. и т.д. Потребностьфундамент всей психической деятельности человека, причина его целенаправленного поведения.

Если потребности нет, то нет и соответствующего возбуждения центров головного мозга, например: человек сыт и у него отсутствуют пищевые жизнеобеспечивающие потребности. Трудно себе представить поведенческий акт без соответствующего побуждения, без причины.

Любая внешняя информация, попадающая в центральную нервную систему, сопоставляется и оценивается «на весах» мотивации поведения, отдавая предпочтение доминирующей в данный момент мотивации. Доминирующая мотивация поведения играет роль фильтра, который отбирает нужное для удовлетворения потребности и отбрасывает лишние раздражители, не адекватные для исход ной мотивационной установки, т.е. доминирующая мотивация «подбирает» информацию, необходимую для получения соответствующего приспособительного, желаемого эффекта (результата).

Субъективно потребностям соответствуют определенные переживания, например чувство голода, жажды и т.п. Кроме того, здесь может проявляться волевой (осознанный) контроль, даю­щий возможность не только выбрать одну из нескольких «конкурирующих» потребностей, но и определить доминирующую, требующую срочного достижения полезного результата (своей ликвидации).

Формирование той или иной поведенческой реакции человека осуществляется во времени и в пространстве по определенной схеме, которая учитывает индивидуальные и возрастные особенности человека. Головной мозг осуществляет обширный синтез сигналов внешнего мира, поступивших в него по многочисленным сенсорным каналам, и формирует программу поведения. Индивидуальные особенности поведенческих реакций, удовлетворяющих ту или иную потребность, характеризуют личность данного человека.

Вне зависимости от степени сложности любой поведенческий акт имеет, как и условный рефлекс, пять связанных друг с другом звеньев, или стадий, происходящих в центральной нервной системе (в коре больших полушарий).

Первое звено, формируемое доминирующей потребностью, которая не была ликвидирована в процессе саморегуляции, начинается с осознания этой потребности — возникновения мотивации поведения (побуждения действовать) и синтеза двух потоков информации. Первый отражает состояние окружающей среды и позволяет сориентироваться во времени и в пространстве. Второй поток — информация об имеющемся личном прошлом опыте, о способах ликвидации подобных потребностей (это индивидуальная память — условные рефлексы).

Второе звено связано с дальнейшей передачей информации по афферентным путям от первого звена к третьему, где будет происходить принятие решения и разрабатываться программа поведения.

Третье звено — нервные центры коры больших полушарий, где происходят сложные процессы анализа и синтеза имеющейся и продолжающей поступать информации, принимается решение о времени и пространстве поведенческого акта, составляется программа поведения и формируется образ, макет ожидаемого результата.

В концепции функциональной системы наиболее важным этапом функциональной системы поведения является предвидение ожидаемого результата поведения. Любому поведению всегда предшествует стадия формирования модели результата данного поведения. Иными словами, всякий раз создаются условия для последующего сравнения реально достигнутых результатов с результатами, запрограммированными на основе предшествующего опыта. Это сравнение позволяет человеку постоянно контролировать, анализировать и корректировать свою поведенческую деятельность.

Четвертое звено связано с передачей информации (эфферентный путь) от третьего к пятому звену, выполняющему программу поведения; это и есть собственно поведение, включающее соматические (речь, мимика, движение в пространстве) и вегетативные (работа внутренних органов) ответные реакции, заканчивающиеся положительным результатом (ликвидацией потребности). На этой стадии происходит постоянное сравнение ожидаемого результата с результатом совершаемого действия (реального результата).

Результаты сравнения определяют последующее построение поведения. Оно либо прекращается при достижении конечного результата, либо корректируется. В случае необходимости коррекции поведения принимается новое решение и строится новая программа поведения. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать параметрам ожидаемого результата.

Поведение разумного человека совершается не ради самого поведения. Организм интересует конечный результат, т.е. соответствие достигнутого результата желаемому.

Выясняя характер того или иного поведения, необходимо помнить о роли эмоций в нем. В процессе выполнения действия важное значение имеет именно эмоциональный фон. Обратная связь (обратная афферентация) поступает от рецепторов зрительного, слухового, обонятельного и других анализаторов, а также рецепторов внутренних органов и сосудов. Если реально полученный результат (удовлетворение потребности) соответствует прогнозируемому, то организм испытывает положительные эмоции (чувства удовольствия, радости, наслаждения) и переходит к следующему этапу деятельности. При отрицательном результате организм испытывает негативные эмоции (страх, горе, боль, недовольство), что активизирует его ориентировочно-исследовательскую деятельность и мобилизует резервы организма на дальнейший поиск путей и способов достижения желаемой цели. Эмоции как бы подкрепляют (или наоборот) целесообразность результата поведения.

Эмоции — это срочная субъективная оценка достигнутого результата, они определяют дальнейшее поведение человека (П.К.Анохин).

Положительные эмоции, возникшие при взаимодействии организма со средой, закрепляют знания, умения, навыки, а отрицательные — заставляют избегать вредных и опасных факторов. В этом — биологическая целесообразность эмоций как одного из составляющих механизмов приспособительного поведения человека к меняющимся условиям внешней среды.

Знание психофизиологических основ деятельности помогает человеку ставить реально достижимые цели, избегать стрессовых ситуаций, позволяет ориентироваться в постоянно меняющейся действительности и сохранять свое здоровье. Рациональное удовлетворение биологических и социальных потребностей формирует здоровье человека — его физическое, психическое и социальное благополучие.

Из этого следует, что здоровый образ жизни это индивидуальная система поведения человека, направленная на рациональное удовлетворение врожденных биологических (пищевая, двигательная, познавательная, половая и т.д.) и социальных (работа, дом, семья и т.д.) потребностей, вызывающая положительные эмоции (радость) и способствующая профилактике болезней и несчастных случаев, т.е. поведение, направленное на достижение полного физического, психического и социального благополучия. Факторы, определяющие здоровье человека, можно разделить на две группы: 1) формирующие и 2) разрушающие здоровье. Особое влияние они оказывают на подрастающее поколение, ибо известно, что болезни взрослых формируются в школьном и даже дошкольном возрасте.

Для того чтобы быть здоровым, вести здоровый образ жизни, нужны собственные постоянные усилия, определяемые знаниями о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, о правилах поведения в условиях опасных ситуаций (безопасность жизнедеятельности) и о первой медицинской помощи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.