Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь с избытком






(11 глава – обзор)

«Жизнь с избытком», «жизнь +» иллюстрируется воскрешением Лазаря. Как всегда у Иоанна важны детали. Когда пришли посланные от сестер, Лазарь уже умер, но они не зная об этом, приглашают Иисуса прийти. Если мы считаем день их пути к Иисусу, потом два дня, в которые Иисус продолжает быть на Иордане, и еще один день пути Иисуса в Вифанию к дому Лазаря, получается 4 дня. Ровно столько лежит в могиле Лазарь. Значит, когда пришли посланные он был уже мертв. Четыре дня важны для иудеев, потому что существовало поверье, что душа в течение трех дней живет в трупе. По ночам она летает над миром, а на рассвете возвращается в труп на протяжении трех дней после смерти, но на четвертый день, вернувшись, она не может узнать лица разлагающегося трупа и улетает в чистилище. Следовательно, промедление Иисуса было обусловлено этим поверьем, чтобы не дать повода иудеям считать, что чудо было неполным.

Иоанн цитирует слова Марфы о том, что «уже смердит», как свидетельство полной и несомненной смерти.

Иисус, собираясь идти, упоминает пословицу: «Не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается», означающую, что все нужно делать в надлежащее время. Следовательно, теперь Он считает, что пришло Ему время («хора» – час) умереть.

Именно воскрешение Лазаря спровоцирует официальное, хотя и заочное, вынесение смертного приговора. (11: 47–53). Мотив – спасение нации. Римляне верили, что боги посылают своих сыновей править на земле. Первосвященник имеет в виду, что, когда римлянам станет известно, что Иисус воскресил Лазаря, они поставят его царем вместо Ирода, и, тогда, ситуация выйдет из–под из контроля.

Юмор состоит в том, что римляне уже «овладели местом сим». Лишнее тому доказательство, что место первосвященника покупается. Анна, не угодивший римлянам, сумел последовательно обеспечить это место пяти своим сыновьям и зятю. Талмуд упоминает эти времена, как торжество священнической мафии: «Горе мне, ибо дом Боэта, горе мне, ибо их клика! Горе мне, ибо дом Аннана, горе мне ибо их нашептывания! Горе мне, ибо дом Катроса (Кантераса), Горе мне, ибо дом Измаила (Бен Фиаби): горе мне, ибо они первые! Ибо они первосвященники, а их сыновья хранители сокровищницы; их зятья начальники храмовой стражи, и их слуги бьют людей дубинками» (Pesahim 57a. T. Menahoth 13: 21).

 

Первосвященник окажется неспособным выполнить помазание Иисуса в царя и священника, и это помазание в 12–й главе выполнит (грешная) женщина (см. Лук.7: 37), Мария, сестра Лазаря.

Третий мессианский пир: помазание

(12: 1-11 – обзор)

 

В Ев. От Иоанна до распятия описано 4 мессианских пира – Канна, умножение хлебов, Лазарь и горница

 

Отрывок начинается в 11: 55 – Приближалась Пасха…

 

За шесть дней до Пасхи – 1. Последняя суббота Господа на земле

2. Было в традиции устраивать пиры после окончания

Субботы (Б.-Мюррей) – мелаве малках (экскорт

царицы) мессианская трапеза

3. Элемент хиазма – в начале в 1-2 гл упомянуты 6 дней,

Канна – в шестой день (сотворение человечества)

Здесь же 6-м днем окажется страстная Пасха

(пересотворение человечества)

 

В 12 гл. Мессианский пир содержит одну важную деталь – воскресший праведник Лазарь пирует с Господом, что было частью мессианских ожиданий.

 

Ис.26: 19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте,

поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов.

 

Иез.37: 9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух,

и дохни на этих убитых, и они оживут.

 

Иоанн уходит от традиционной глобальной апокалиптики 2-го Пришествия, акцентируя важность индивидуального спасения. Лазарь, друг Иисуса – символ счастливой участи всех праведников.

 

У Иоанна спасение имеет сугубо личностный характер, другие аспекты, его, похоже, мало интересуют. Иисус – личный Спаситель каждого из упомянутых в четвертом Евангелии людей.

 

Помазание ног миром крайне неприличная сцена: прикосновение к ногам считалось приглашением к интимной близости (Бейли), распущенные волосы жена демонстрировала мужу наедине.

 

Мария помазывает Мессию на царство и на смерть.

В 12-й гл. она омывает ноги Иисуса миром, а в 13-й он омоет ноги ученикам.

 

Возможно, критика в адрес помазавшей ноги Иисуса вызвана не столько прагматическими соображениями, сколько негативным отношением к ней и тем, что принесенные ею благовония нажиты грешным образом.

 

- Возможно ли рассматривать одобрение Иисуса в адрес Марии как поощрение к отмыванию в церкви нечистых денег?

 

- Мария и Иуда –оба грешники, грех Иуды – легче, если судить по восстановлению последствий, Тора предписывает вернуть в четверо. Но Мария - позитивный контраст Иуде в плане покаяния.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.