Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые слова. Праздник иудейский Поставление кущей (7:2) –Этот праздник берет начало в эпоху странствий Израиля по пустыне и потому ретроспективно повествование 7-й и 8-й






Праздник иудейский Поставление кущей (7: 2) – Этот праздник берет начало в эпоху странствий Израиля по пустыне и потому ретроспективно повествование 7-й и 8-й глав является аллюзией на исход из Египта. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу;» Лев. 23: 33-34[272] Перспективно же этот праздник указывал на второй исход, на возвращение в Едем, на мессианский век, когда небо не будет враждебно человеку, поэтому крыша жилища не будет необходимостью, а богопознание будет настолько полным, что человек постоянно будет созерцать небо (первое святилище без потолка – Едем). Эти обетования о том, что зной не будет палить и Господь Сам будет вместо солнца в новом Иерусалиме, и все от мала до велика будут знать Его, записаны в заключительных главах Исаии. «сказать узникам: `выходите', и тем, которые во тьме: `покажитесь'. Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; 10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод. 11 И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты. 12 Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие

из земли Синим. 13 Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих». (Исаия 49: 9-13). Или «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею. 20 Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. 21 И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему». (Исаия 60: 19-21).

 

Праздник Кущей, указывая в будущем на вечную субботу, тоже был связан со временем. Как суббота меряет недели, праздник Кущей мерил годы. Это был праздник благодарности за собранный урожай, поэтому в межзаветний период к порядку празднования был добавлен один элемент: каждый день вечером священник шел к источнику, черпал воду и нес в красивом кувшине во двор храма, там при общем ликовании он возливал воду на роги жертвенника. Это означало благодарность за то, что Господь давал дожди, благодаря которым созрел урожай. Кроме того, это соотносилось с обетованием Ис.12: 3 «С радостью будут черпать воду из источников спасения». В течение дня возле сокровищницы в женском дворе ставили два кувшина, один с водой, а в другой жертвующие приносили вино нового урожая для нужд святилища. Это была благодарность за тепло Шехины, согревавшее землю, поскольку, начиная с Быт.1, где Дух носился над планетой, в третий день без солнца все выросло и созрело именно благодаря свету и теплу Шехины. Наполняемый кувшин опорожняли, а последнюю порцию вечером смешивали с водой и выливали на жертвенник. При этом хор пел из Псалтыря 112-117 благодарственные гимны: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его», при этом каждый мальчик и мужчина потрясал букетом из ветвей пальм и верб, который полагалось приносить, согласно Лев. 23. В правой руке был букет, в левой – плоды, и люди произносили: «О, Господь, спаси же!» (Пс. 117: 25).

 

Праздник начинался в субботу и продолжался восемь дней. Каждый день священник один раз шел за водой, чтобы возлить ее на жертвенник, а накануне заключительной субботы, то есть в последний великий день праздника, это повторялось семь раз. Именно в такой день Иисус провозгласил: «Кто жаждет, приди ко мне и пей» (7: 37-39).

 

В субботу водовозлияния не было, зато в ночь с субботы на воскресенье был особенно радостный праздник света – танцы во дворе храма во славу Господа при огромных светильниках, фитили которых были сделаны из изношенных священнических одежд. На протяжении всего праздника по ночам под музыку шофаров, цимбал, цитр и прочих инструментов люди танцевали в храме. Это было символом того, что в эсхатологическом веке не будет ночи. Но в последнюю ночь было столько света и веселья, что ни один двор в Иерусалиме не оставался в тени, но был озарен светом огромных светильников, установленных на галереях во дворе храма. Это был подходящий момент для Иисуса, чтобы произнести «Я есть свет миру». (8: 12)

Братья сказали Ему (7: 3) – Братья, зная, что иудеи ищут убить Иисуса, убеждают Его идти на праздник и явить Себя миру. Евангелист поясняет, что они не веровали в Него. Поэтому им неясно то, что Иисус говорит о наступлении времени, что синонимично употреблению слова «час». Это указывает на время Его страданий, смерти и воскресения.

Мое время еще не настало (7: 6) – Иисус говорит братьям, что для них всегда время, потому что они не соотносят свою жизнь с планами Отца Небесного, с Его решениями, когда им что следует делать, а Он делает это и не может ускорить наступление предназначенного для прославления (т.е. страданий, смерти и воскресения) часа.

Много толков (7: 12) – разделение во мнениях среди противников Иисуса означает начало суда. Это результат пришествия света (3: 16-21), то есть богооткровения, потому что Иоанн употребляет слово «свет» в значении «откровение», приближение Шехины. Разделение, как следствие суда было описано в ВЗ в Быт. 11, при строительстве Вавилонской башни.

Знает Писания, не учившись (7: 15) – каждый еврейский мальчик 6-7 лет должен был начать посещать синогогальную школу, где он учился читать и писать. Если он хотел стать толкователем Св. Писания, то по исполнении совершеннолетия (21) год он мог поступить в Иерусалимскую академию, ежедневная плата за вход в которую составляла пол динария. Если же он хотел стать раввином, нааси, то есть раввином, которому позволено иметь учеников, то должен был учиться еще двенадцать лет. То есть минимальный возраст учителя должен был быть сорок пять лет. Данные по этому поводу содержатся в преданиях об образовании Раб. Акибы (См. Евр. энциклопедия, т. I).

В субботу принимает человек обрезание (7: 23) – В первом и втором веках н. э. наблюдался интерес к вопросу обрезания с точки зрения столкновения этой заповеди с законом о субботе. Мишна содержит следующие высказывания по этому поводу: «Каждый может делать все необходимое для обрезания в субботу» (Sabb. 19: 2). Раби Иосе сказал: «Смотрите, как любит Господь заповедь об обрезании, она превосходит заповедь о субботе». (Tanh. 19b). Обрезание - дарование человеку нового статуса, статуса благословенного сына Авраама. Болезнь же понималась как проклятие. Поэтому Иисус упоминает субботнее исцеление при Вифезде. Раб. Элиезер (умер в 90 г. н. э.) говорил, что воздерживаться от обрезания в субботу, значит навлекать на себя суд Божий, «если можно нарушить субботу в отношении одного члена, то не следует ли не бояться преступить субботу ради исцеления всего тела в случае смертельной опасности?» (Sabb. 15, 16). А раби Элиезер бен Азария (умер около 100 г. н. э.) сказал: «Если при обрезании, которое касается одного из 248 членов тела, можно преступить субботу, то тем более ради всего тела, если ему грозит смерть». (Yoma 85b).

Исцеляя в субботу, Иисус хотел вернуть субботе подлинное ее значение, как памятнику животворения, памятнику создания жизни, и не только субботе, но и закону, поскольку этот закон был создан для жизни и содержал указания на искупительную деятельность Бога, давшего его.

Но мы знаем Его, откуда Он (7: 27) – существовало предание, что Мессия, когда придет, никто не будет знать откуда он, он будет из крови и плоти, и сам он не будет знать о своей миссии, будучи скрыт от всех до того дня, когда придет Илья и помажет его. (Trypho, Dialoque, 8).

Где буду Я, туда вы не можете прийти (7: 34) – В Иоанн. 1: 18 сказано, что Он был «в недре отчем». Иудеи не понимают Его. Иоанн постоянно подчеркивает это. Выражение Иисуса подразумевает также разный статус. См. Иоан.3: 8. Он божественной природы, а они – человеческой. Кроме того, после смерти Он наследует жизнь, а они, отвергнув Его – смерть.

В последний же великий день праздника (7: 37) – это была пятница (см. комментарий к слову «Кущи»), день в который накануне субботы последний раз поливали жертвенник и делали это семь раз, а в прочие дни праздника – только единожды.

Кто жаждет, иди ко мне и пей (7: 37) – Еврейские сказания о грядущеммессии содержали не только обетования о манне, но и обетования об изобилии воды (Midr. Rabba к Eccl. 1: 9). У Исаии это исход из Вавилона, а не из Египта. «Господь искупил раба Своего Иакова. И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды» (Исаия 48: 20-22). Причем, в терминах воды речь идет именно об излитии Духа, «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Исаия 44: 3).

Иоанн далее скажет, что это Иисус сказал о Духе, которого имели принять верующие в Него. У Исаии фрагменты, описывающие живую воду, даны в контексте эсхатологических событий мессианского века: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод» (Исаия 35: 5-7).

У Захарии регулярность выпадения дождей связывается с посещением праздника Кущей. «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Захария 14: 16-17). Если в пророчествахреки воды живой потекут из Иерусалима, [273] то Иисус обещает, что они потекут из чрева тех, кто верует в Него. Чрево, koli/a, иногда переводится как утроба, иногда оно заменяется словом «почки». Это употребление нередко используется вместе со словом «сердце». Если сердце в понимании иудея вместилище разума, то почки – то место, где обитают чувства[274]. В данном контексте можно говорить о подразумевающемся внутреннем мире человека, рожденного от Духа.

Народ сей, проклят он (7: 49) – В отношении тех, кто после возвращения из Вавилонского плена поселился вдали от Иерусалима (Галилея, Перея, Самария), существовало выражение: «народ земли». То есть сельские люди, интересующиеся более наживой, чем религиозной жизнью. Люди, необразованные в Торе. Мишна запрещает проявлять сострадание при наказании таких людей (Midr. Sam. 5.9). Раби Гиллель, известный своим не фанатичным, мягким отношением к гоям, и то сказал: «Необразованный человек не замедлит согрешить, нет праведных среди народа земли» (Abot. 2.5).

Я свет миру (8: 12) – Как упоминалось выше, праздник Кущей предполагал ночное празднование, которое начиналось с ежевечернего зажигания четырех больших светильников в женском дворе, фитили которых были сделаны из обветшавших одежд первосвященников. Четыре левита наполняли эти светильники елеем из больших кувшинов под сопровождение музыкальных инструментов. Священники с трубами медленно спускались по пятнадцати ступеням восхождения, ведущим из женского двора в мужской. Напротив Никаноровых ворот они останавливались, поворачивались лицом к храму и говорили: «отцы наши, жившие на месте сем, отвернулись от храма Божьего и обратили лица свои на восход солнца и простирались ниц перед солнцем, но мы направляем глаза наши к Тебе, Яхве». Ретроспективно возжигание светильников указывало на исход из Египта и ожидание второго исхода. Столп Шехины, огненный ночью и облачный днем сопровождал их, и они шествовали за ним.

Иисус говорит о себе как о свете, за которым нужно не просто следовать (это то, чему они научились в пустыне), но ходить в нем. Выражение «свет жизни» идентично выражению «вода живая», «вода, текущая в жизнь вечную».

Ветхий Завет нередко говорит о Боге и Его присутствии в терминах света и огня: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из (Иезекииль 1: 5). «Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Псалтирь 26: 1). «Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса

величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» (Аввакум 3: 3-4).

Заслуживает внимания отрывок из 60-й главы Исаии, который зачитывался сразу после церемонии водовозлияния на жертвенник: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Исаия 60: 19-22).

 

От начала Сущий (8: 25) - аллюзия на Исх. 3: 14. В восьмой главе, заявив, что Он – свет, Христос недвусмысленно откроет себя как ЯХВЕ. Текст 58-й содержит Его заявление: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» e)gw\ ei)mi/. И иудеи схватят камни, чтобы побить Его. Это создает контраст с началом восьмой главы, где камнепобиению готовы предать согрешившую женщину.

 

Познаете истину, и истина сделает вас свободными (8: 32) – В 14: 6 на последней вечере Иисус скажет ученикам, что Он есть Путь, Истина и Жизнь. Здесь же он говорит о рабстве, от которого не спасает исход из Египта и принадлежность к семени Авраама – о рабстве греха. Только Истина, усвоенная верой, Христос, принятый в сердце, способен сделать человека свободным от этого рабства.

 

Не были рабами никому никогда (8: 33) – иудеи гордились тем, что, согласно Быт.12, Авраам – царь всей земли, следовательно, они – дети царя. Смелое утверждение о том, что они не были рабами никому и никогда базируется на том, что в Египет они пришли как гости, а не как пленники или рабы. Позже фараон незаконно удерживал их, но на их теле не было символа египетского рабства. Рабство в Египте наводило ужас на все окрестные народы, поэтому Египет «дом рабства». Захваченным на войне пленным египтяне делали знак на теле, который подразумевал не только вечное рабство, но и невозможность иметь семью. Иудеи не имели такого статуса в Египте, поэтому и не считали себя рабами. В вавилонское же пленение они пошли как переселенцы, где в предоставленных им колониях они так хорошо устроились и занялись торговлей и ремеслом, что многие даже не захотели возвращаться назад в Ханаан.

Иисус в 39-м тексте возражает им. Он говорит, что мало произойти от Авраама, мало быть его семенем, нужно быть его детьми. То есть, сын похож на отца, отец учит сына своим делам, поэтому, от детей Авраама ожидаются дела веры, какие творил Авраам, а иудеи демонстрируют неверие.

 

Ты Самарянин (8: 48) – этим обвинением они хотят сказать, что все дела и чудеса Иисуса не аргумент для них, поскольку они подозревают, что Он занимается волшебством, что было весьма распространено в культах самарян (Sota, 22a). Заклинания духов, общение с бесами – все это составляло часть религиозных обрядов этого народа. Таким образом, они отрицают то, что Иисус сказал выше о связи с Отцом.

 

Авраам отец ваш рад был увидеть день Мой (8: 56) – Раввинистические источники содержат указания на то, что Авраам созерцал видения последнего времени. Раби Акиба говорит: «И нынешний мир и мир грядущий Бог открыл в видениях Аврааму» (Gen. Rab. 44.28a). В 4Ездры 2: 14 говорится: «Ему одному, возлюбленному, Ты показал конец мира». Раби Иоханан сказал: «Авраам видел завесу мира» (Tanh B 6 (60a)).

 

Взяли каменья (8: 59) – Для христиан первого столетия этот фрагмент в связи с историей о прощении грешницы, которую хотели побить камнями, или историей о воскрешении Лазаря, после чего Иисуса окончательно приговорили к смерти, и он стал узником могилы вместо Лазаря, - наглядная иллюстрация того, как Иисус становится заместительной жертвой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.