Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последовательность появления признаков полового созревания






(по J. Tanner, 1976)

Возраст, лет Мальчики Девочки
9–10 Рост костей таза, округление ягодиц. Рост сосков
10–11   Начало роста яичек и полового члена Начало роста молочных желез. Рост волос на лобке
11–12 Активность секреции предстательной железы Рост наружных и внутренних половых органов. Изменения эпителия и мазков влагалища
12–13 Рост волос на лобке (сначала по женскому типу) Пигментация сосков. Увеличение молочных желез
13–14 Быстрый рост яичек и полового члена. Уплотнение околососковой области Рост волос в подмышечных впадинах. Начало менструации (в среднем 13, 5 лет, колебания с 9 до 17 лет). Первые менструации несколько лет могут быть без овуляции
14–15 Рост волос в подмышечной области, пушок на верхней губе. Начало изменения голоса Возможна самая ранняя нормальная беременность  
15–16 Выработка зрелых сперматозоидов (в среднем – с 15 лет, колебания – в пределах от 11 лет 3 мес. до 17 лет) Появление угрей. Голос становится более низким. Менструации принимают регулярный характер. Остановка роста скелета
16–17   Рост волос на лице и туловище. Мужской тип растительности на лобке. Появление угрей
  Остановка роста скелета

Антропометрические исследования позволяют оценить физическое развитие, которое является одним из показателей состояния здоровья.

В качестве основных признаков физического развития изучают длину и массу тела, окружность грудной клетки. Размеры тела генетически предопределены, причем рост в большей степени, чем вес. Вместе с тем они зависят от множества факторов (функционирования эндокринной системы, качества питания, условий жизни, имеющихся заболеваний, уровня двигательной активности, наличия вредных привычек и т.д.) и могут меняться, особенно показатели массы тела. Окружность грудной клетки характеризует функциональное состояние органов дыхания, степень развития мышц и подкожножировой клетчатки.

Измерение длины тела производится с помощью ростомера. Исследуемому следует встать без обуви на площадку ростомера спиной к шкале, касаясь ее тремя точками: пятками, областью крестца и межлопаточной областью. Подвижная планка ростомера прижимается к голове, после чего определяются показатели в сантиметрах до десятых долей.

Измерение массы тела производится на рычажных медицинских весах типа Фербенск с точностью до 50 г. Взвешивание необходимо проводить в одно и то же время, лучше утром, натощак, после естественных отправлений.Следует предварительно отрегулировать в нулевом положении весы и закрыть затвор. Исследуемый встаёт на середину площадки весов без обуви, после этого открывается затвор и путем передвижения гирь устанавливается равновесие и снимаются показания.

Измерение окружности грудной клетки производят с помощью сантиметровой ленты, которую накладывают, натягивая её, сзади под нижними углами лопаток, а спереди на уровне средней части грудины. Показания снимают трижды: при положении грудной клетки в покое, при глубоком вдохе и глубоком выдохе. Разность результатов обхватов при глубоких вдохе и выдохе называют экскурсией грудной клетки. Этот показатель указывает на резервные возможности легких. У здорового взрослого человека он составляет 7–10 см. Показатели до 4 см оцениваются как низкие, 5–9 см – средние, более 9 см – высокие.

Измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки (тотальные размеры тела) позволяет оценить уровень и гармоничность физического развития, что важно для исследования состояния здоровья детей в процессе их роста и развития.

Приводимнаиболее используемые в практике методыоценки уровня физического развития.

1. Метод эмпирических формул и индексов.

Метод индексов самый древний – известно более 20 индексов, полученных в результате различных арифметических действий, эмпирически устанавливающих типичную, наиболее распространенную связь между двумя или несколькими антропометрическими показателями. В настоящее время метод индексов применяется в скрининговых исследованиях физического развития для ориентировочной оценки телосложения.

Индекс Брока используется для ориентировочной оценки массы тела. Для определения должной массы тела: вес равен рост минус сто (кг). У людей с ростом от 165 до 175 см следует вычитать 105 единиц, а при росте 175–185 см вычитается 110 единиц.

Весо-ростовой индекс Кетле определяется отношением массы тела в граммах к росту в сантиметрах и свидетельствует о развитии мышечной массы. Средняя величина для мужчин колеблется в пределах 350–400 г/см, для женщин – 340–390 г/см. Значение индекса менее 350 г/см говорит о слабом развитии мышечной массы, а выше 440 – указывает на ожирение.

Индекс пропорциональности физического развития вычисляется по формуле: отношение разности роста стоя и роста сидя к росту сидя, выраженное в процентах. Показатель меньше 87% указывает на недостаточную длину нижних конечностей по отношению к длине туловища; от 87 до 92% – пропорциональное физическое развитие; больше 92% – относительно большую длину нижних конечностей по отношению к длине туловища.

Индекс массы тела (ИМТ), предложенный ВОЗ, применяется у взрослых с 18 лет и рассчитывается по формуле:

Табл.4).1.4
Полученная в результате подсчета величина сопоставляется с данными таблицы 1.4., позволяющей дать качественную оценку параметрам массы тела.

Таблица 1.4

Классификация массы тела в зависимости от ИМТ

Масса тела ИМТ, кг/м2
Недостаточная (дефицит) Менее 18, 5
Нормальная 18, 5–24, 9
Избыточная 25, 0–29, 9
Ожирение 30, 0–34, 9
Ожирение выраженное 35, 0–39, 9
Ожирение патологическое 40, 0 и более

Примечание: ИМТ не применяется для оценки массы тела детей до 18 лет, беременных женщин и лиц мускулистого телосложения.

2. Параметрический метод (метод сигмальных отклонений).

Этот метод основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы, содержащимися в стандартных оценочных таблицах. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного региона через каждые 7–10 лет. Таблицы включают в себя среднеарифметическое значение (М) и соответствующее ему значение среднеквадратического отклонения (δ) для отдельных антропометрических показателей. Сигма (δ) характеризует допустимую величину колебаний от средней. По величине сигмальных отклонений можно судить о степени физического развития.

Физическое развитие считается средним, если показатель обследуемого совпадает с М или отличается от нее на величину 1δ; высоким, когда показатель выше М на 2δ; выше среднего, когда показатель находится в пределах М +1δ до +2δ; ниже среднего, когда показатель находится в пределах от М –1δ до –2δ; низкий уровень физического развития при величине показателя менее, чем М –2δ.

Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями физического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и др.

3. Непараметрический метод (метод центильной оценки).

Данный метод, применяемый при непараметрическом (неправильном) распределении признаков, считается наиболее объективным, а простота и удобство привели к повсеместному его использованию.

Суть метода заключается в оценке физического развития по центильным шкалам. Для разработки центильных шкал обследуется не менее 100 человек каждого возраста и пола, затем все результаты каждого из признаков (длина, масса, окружность грудной клетки) располагают в возрастающем порядке и делят на 100 интервалов (центилей). При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине детей данного возраста и пола соответствующего региона проживания – в интервале от 25 до 75 центилей.

Обычно для характеристики распределения ряда по каждому признаку в оценочных центильных шкалах приводятся не все 100, а шесть фиксированных центилей: 3, 10, 25, 75, 90, 97 (50-й центиль не учитывается, так как с 25 по 75 центили включаются средние величины).

Таблицы центильного типа позволяют установить количественные границы признака у определенного процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы (зоны) между центильными колонками отражают диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3 или от 97 центиля), или 7% (зона от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля), или 15% (зона от 10 до 25 и 75 до 90 центиля), или 50% (зона от 25 до 75 центиля) всех здоровых детей соответствующей возрастно-половой группы.

Заключение по оценке уровня физического развития зависит от того, в какой зоне находится антропометрический показатель. Зона №1 (до 3 центиля) считается областью «очень низких величин», №2 (от 3 до 10 центиля) – «низких» величин, №3 (от 10 до 25 центиля) – «ниже среднего», №4 (от 25 до 75 центиля) – «средних», №5 (от 75 до 90 центиля) – «выше среднего», зоны №6 (от 90 до 97 центиля) и №7 (выше 97 центиля) – «высоких» и «очень высоких» величин. Детям, имеющим показатели в 1, 2, 7 зонах, рекомендуется пройти обследование у врача.

С использованием центильных таблицможет быть дана интегральная оценка антропометрическим данным по расчету показателя гармоничности развития. Физическое развитие считается гармоничным в том случае, когда разность номеров центильных интервалов (зон) между любыми двумя из трех показателей не более 1, если разность составляет 2 – развитие дисгармоничное, 3 и более – резко дисгармоничное. Трактовка дисгармоничности развития проводится индивидуально в каждом конкретном случае, так как она может быть проявлением как заболевания, так и особенностей конституции.

В предлагаемых таблицах (1.5–1.10) приводятся центильные величины антропометрических показателей (длины, массы тела, окружности грудной клетки) мальчиков и девочек в возрасте от 0 мес. до 17 лет, полученные при массовых исследованиях (более 25000) детей Северо-Западного региона России.

Табл. 5)1.5
Т

 

 

Таблица 1.5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.