Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Централизация власти при авиньонских папах.






Авиньнские Папы внесли большой вклад в централизацию власти, опираясь на короля. Папа Урбан V издал новые положения, регулирующие деятельность Апостольской палаты (осуществлявшей управление казной). Была создана Римская Рота, судебная инстанция, которая приняла на рассмотрение все дела, связанные со спорами относительно

Бенефициев (земельные участки и должности при храме, пожалованные за заслуги перед Церковью), распределение которых находилось в руках папы. При авиньонских папах капитулов(церковный совет при епископе) лишили их права избрания, поскольку все больше и больше должностей замещалось по прямому указанию папы. Со времени Григория XI (1370-1378) папы усвоили себе право распределять все главнейшие бенефиции, хотя нередко они соглашались с королевскими назначениями или выбором капитула.

Управление финансами при авиньонских папах. Финансовые

проблемы обострились вследствие утраты авиньонскими папами

их итальянских владений, а также из-за инфляции, поразившей всю

Европу в конце XIV в. Авиньонские папы, особенно Иоанн XXII, создали развитую систему налогов. Одну часть доходов составили

выплаты, собираемые непосредственно Курией кардиналов, к примеру, одна треть

ежегодного дохода с церковных бенефициев. Кроме того, взималась

плата за подготовку во время официальных визитов епископов к Святому Престолу. Другая часть податей собиралась на местах, и для этой цели была создана сеть папских сборщиков податей, охватившая всю Европу. Эти подати включали в себя церковную

десятину, аннаты, (доход с бенефиция за первый год после его

получения).

Но не только расстановка сил изменилась в пользу светской власти— это изменение сопровождалось богословским обоснованием королевских притязаний на национальную автономию. В XIII в. Появляется понятие «родина» и национальная идея.

 

Автономизацияя национальной идеи, деклерикализация европейского общества в XIV в. и их значение для организационной структуры Католической церкви. Прагматическая санкция и Болонский конкордат

 

Национальная идея. В классической античности понятие «родина» означало

совокупность всех моральных, политических и религиозных ценностей. В

эпоху Средневековья понятие применялось к месту жительства, но вассальные связи вытеснили представление о единой нации и высокое понятие родины. На войне было предпочтительнее воевать за господина, чем за родину, и только в 13 веке юристы утвердили, что защита родины выше вассальных обязательств. Но и после этого для христиан понятие родина сохранило прежний смысл, так как христианин был «гражданином» другого мира, Царствия Божия. Поэтому христиане служили мирским государям до тех пор, пока их благо совпадало с благом для Церкви (лозунги «на защиту отечества и Святой Земли»).

Но постепенно происходила секуляризация понятия родина, на этом сказывался и тот факт, что законы государств были основаны на римском праве, которое было переполнено патриотической лексикой. Начали различать «свой город» и «общую родину». Поначалу использовалась римская лексика: чтобы было понятнее Париж называли Римом Франции (соответственно, на Париж автоматически переносили все величие и суверенитет Рима), - но постепенно Франция становится «общей родиной» всех французов, французы начинают выделять себя как нацию.

Короли способствовали этому процессу, пользуясь христианскими понятиями в политических целях: королевская династия была «наихристианнейшей» и потомственной защитницей Церкви. Формировалось полное совпадение в глазах христиан интересов Франции и Царства Небесного. Даже понятие мистического тела (Церковь – мистическое тело Христа), самое дорогое для христиан, перенесли на государство, которое стало также мистическим телом. Государство отделяется от правителя, то есть родина достойна самопожертвования даже, если у власти плохой монарх (Король умер – да здравствует король! – государство бессмертно и объединяет и живых и мертвых своих граждан, как Церковь). Правитель, погибший за родину, расценивается как мученик.

Наицональное самосознание привело к тому, что государство стали ставить безусловно выше Церкви, так как оно получило как бы самостоятельный доступ к истине вне Папы, а это уже зачатки идеи Реформации о том, что не посредника между Богом и человеком. В трактате Defensor Pacis («Защитник мира»), составленном в 1324 году Марсилием Падуанским (+ 1342) и Жаном де Жанденом из Парижского университета, проводится идея подчинения Церкви государству: задачи церковной институции, по мысли ого авторов, должны ограничиваться преподаванием таинств.

Деклерикализация мира и власти – идея о том, что нет посредника между Богом и человеком. Клир (то есть священство) не трактуют волю Бога, их дело - таинства и церковная служба. Уильям Оккан в 14 веке дал обоснование доктрине деклерикализации: император принимает власть от Бога через согласие народа. На месте вселенского папства приходит вселенская монархия. Симфония больше невозможна, так как ее первым нарушил Папа, получив и светскую и церковную власть. Такую же позицию занимает и Данте: «Светская власть монарха без всякого посредства нисходит на него из источника власти вселенской». В этом явно намечаются предпосылки ренессансных изменений и секуляризации сознания. А непосредственно за этим последует великая схизма – тяжелейших кризис Западной Церкви.

 

Церковная организация. Под влиянием секулярных идей начинает меняться церковная структура. Папа попадает под власть светского государя, но еще сильнее ему подчиняется епископат. Встает вопрос о степени власти Папы на территории национальных государств. Первый конкордат, заключенный на Майнцком рейхстаге в 1430 - Прагматическая санкция: распространяла на немецкие земли решение о приоритете собора над Папами. Папа не мог даже отлучить от церкви, что лишало его самого сильного оружия – интердикта (отлучение всего государства, при котором не проводились таинства, нельзя было ни крестить ребенка, ни замуж выйти). 1448 году – Венский конкордат отменил все это, однако выборы епископов оставлены за местным собором без участия Папы. Во Франции сложилась иная ситуация: начиная с 13 века – идея галликанизма – совокупность доктрин, обосновавших независимость французского богословия от Папы. В 1516 – Болонский конкордат утвердил примат королей над французскими епископами.

 

Лионская уния (и не смотрите на меня, я знаю, что в билете две строчки, но я правда нигде больше ничего толкового не нашла)

Предыстория: Византийский император обещал добиться примирения Церквей из политических и экономических соображений, чтобы не допустить похода западных королей на Константинополь, а также получить займ для ведения войн.

Второй Лионский собор — Вселенский собор по счету Католической Церкви, созванный в Лионе в 1274 Папой Григорием 10 для заключения мира с Православной Церковью. Попытки заключения унии то и дело возникали, однако, если догматические расхождения были несущественны и не были серьезной причиной раскола, то Папа был. На Востоке примат Римской Церкви признавался в нравственном смысле, к Папе апеллировали в случае внутренних смут, но Запад видел также свое юридической первенство, а этого кафедра Константинополя признать не могла.

Идея объединения получила полное одобрение 200 католических епископов и легатов императора. Константинопольский патриарх Иосиф Галесиот, противник унии, был низложен, и на его место назначили Иоанна 11. Внутри Церкви снова назревал раскол. В 1277 году по инициативе правителя Фессалии Иоанна Дуки был созван синод Фессалии, на котором изгнанные противники унии отлучили от Церкви патриарза Иоанна 11.

Кроме этого, на Соборе рассматривались вопросы об ускорении выборов нового Папы и регулировании действий орденов. Были постановлено избирать понтифика только конклавом кардиналов, которые запирались в Секстинской капелле и не могли покинуть ее, пока решение не будет принято. По второму вопросу было одобрено создание официальных францисканского и доминиканского орденов, число нищенствующих орденов было сведено к четырем. Ожидали прибытия на собор знаменитых теологов Бовенатуры и Фомы Аквинского, но они не прибыли.

Папа Григорий пытался завести разговор о девятом крестовом походе в союзе с ханом Абакой, представитель которого даже принял крещение, но усилия его не увенчались успехом.

После смерти Михаила его сын император Андроник 2 созвал Собор восточной Церкви, аннулировавший результаты Лионского собора. Таким образом, попытка объединения снова провалилась.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.