Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Янсенизмы, или богословские реакции на абсолютизм.






Янсенизм — это феномен весьма сложный, религиозный и

«политический» в широком смысле. Существование янсенизма во

множественном числе объясняется тем, что этот термин относится к

различным поколениям, начиная с конца XVI века до середины XVIII,

главным образом во Франции, но также в Лотарингии и Нидерландах, то

есть на границе католического мира.

С точки зрения теологии, янсенизм также представляет собой

доктрину, построенную на тонких различениях и соотношениях свободы и благодати, которые были противопоставлены уже в V веке проповедником благодати бл. Августином и защитником свободы и природы монахом Пелагием.

 

Тридентский Собор в середине XVI века, в противовес крайнему августинизму Лютера и Кальвина (в основе идея Августина о личном получении благодати человеком непосредственно от Бога), указал на то, что нужно сохранять равновесие между ролью божественной благодати, необходимой для спасения и данной во Христе, – и содействием, которое должно быть оказано волей человека.

 

Начало дебатам положили лувенские теологи Михаил Байюс и Иоанн Хессельс в середине 16 века. Опираясь на отрывки антипелагианских текстов Августина, Байюс выдвинул идею о том, что благодать не сврехъестественна, так как человек обладал ей до грехопадения.. «Байанизм» считается прообразом янсенизма.

Сам янсенизм возник как реакция на труд испанского иезуита Луиса Молины «Согласие свободной воли с дарами благодати» (1588), который утверждал, что воля человека имеет большое значение для спасения и что человек делает Божественную благодать действенной через ее принятие.

 

На факультете богословия в Лувене, традиционно августинианском, был выработан ответ (янсенизмы), смысл которого в следующем: спасение человека возможно только по

божественной милости, всецело дарованной и непосредственно действенной в отношении предызбранных, и никаким человеческим усилием самим по себе нельзя достичь этой благодати, а также ей сопротивляться. А в 1640 свой был посмертно издан ответ богослова Корнелия Янсена, имя которого и носит движение – «Августин», эта работа вскоре была осуждена иезуитским орденом.

 

 

Во Франции янсенизм распространили друг Янсена аббат монастыря Сен-Сиран и члены семьи Арно (Великий Арно вделал много для разработки янсенинаского богословия), и янсенизм с самого начала оказался в политической

оппозиции по отношению к абсолютной монархии. Среди других знаменитых последователей янсенизма можно назвать ученого Блеза Паскаля и драматурга Жана Расина.

У янсенистов было несколько монастырей, в частности цистерцианский монастырь в долине Шеврез. Они разработали свою систему обучения и открыли школы. Папа Климент 9 признал различия в доктрине Янсена и в учении Церкви, но сохранил мир с партией янсенистами, однако французская королевская семья относилась к янсенизму подозрительно, видя в партии Арно приспешников Фронды.

 

Новый этап развития отношений начинается в 1685 году, когда был отменен Нантский эдикт, позволявший протестантам во Франции исповедовать свою веру. Логично было устранить и янсенистов, которые к тому же (новое поколение - Барко, Пасхазий Кенель) сами дали повод своими демократическими взглядами. В 1723 году Папа Климент 11 по просьбе короля в своей булле приблизил официальную доктрину к моллинизму и его идее благодати. А заодно подтвердил власть Папы над светскими королями.

Янсенистская Церковь образовалась в Голландии, где ею был

избран архиепископ Утрехтский, в 1723 году посвященный одним

французским прелатом.

Из практики янсенизма католицизм почерпнет строгость близкую к пуританству и идею преисподней.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.