Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оригентистские споры и политика Юстиниана






В дело о богословии Оригена Юстиниан проявляет всю полноту своей теократической власти.

Учение Оригена: Ориген (Александрийская школа) был первым, кто попытался осуществить синтез эллинизма и христианства, но не как гностики, а рассматривая античность как подготовку к пониманию христианского учения. Все науки и искусства важны для христианства, так как в через них можно объяснить глубину Писания. Сформулировал христоцентрическое понимание Ветхого Завета (т.е. Ветхий Завет – как приготовление к пришествию Мессии), значит, иудеи не поняли главного смысла своего Писания. Его подход к толкованию Библии можно отметить крайним аллегоризмом, за каждым словом в Библии стоит для него целый сонм значений и образов (видимо, влияние александрийской литературоведческой школы). На деле, конечно, Ориген различал поиск настоящего смысла слов от произвольных аллегорий, но аллегоризм как идея все равно был путем опасным. Система мира Оригена выразилась в его «О Началах». Как считает А. Шмеман, Ориген все же эллинизировал христианство и упустил такую важную истину, как сотворения мира из ничего. Согласно Оригену, мир развертывался из Бога и возвращается в него же. А так как Бог вечен, то и этот круг вечно повторяется, завершаясь спасением. (предупреждение: Ориген был провозглашен еретиком, несмотря на то, что Отцы Церкви признают его и на него ссылаются, на данный момент не определено точно, еретик он или нет, все по-разному думают). Ориген также: 1) был первым, призвавшим уделить внимание наукам и искусствам, так как они помогают показать людям глубину евангельского смысла. 2)Ориген также один из основоположников аскетизма, видел мученичество как всю жизнь христианина 3) Развивал идею о всеобщем спасении всех людей в конце мира 4) проделал огромную работу по сверке переводов Писания и заложил основы анализа древних текстов.

Уже в конце третьего века Мефодий Олимпский писал против его учения о предсуществовании душ и о природе воскресших тел. Через сто лет, в конце четвертого века, известный обличитель ересей Епифаний Кипрский видел в Оригене источник арианского подчинения Сына Отцу, против Оригена тогда же писал бл. Иероним и, наконец, в 400 году, собор в Александрии, под председательством Феофила Александрийского, торжественно осудил заблуждения оригенизма.

Причины оригентистских споров. В 5 веке интерес к сочинениям Оригена возрастает, особенно среди монашества, аскетическая практика приводит к новым, мистическим толкованиям Писания, представляет внутреннее созерцание как путь обожения. Оригеном увлекались Великие Каппадокийцы, его влияние чувствуется в «Жизни Антония» Афанасия Великого и аскетических работах Евагрия Понтийского. Опасность оригенизма заключалась в спиритуализации христианства, замены созерцанием внутренней борьбы.

Начало споров. В 531 году св. Савва, основатель Иерусалимской лавры, отправился в Константинополь просить помощи против самарян, с ним прибыл монах Леонтий, который в нескольких богословских диспутах обнаружил свой оригенизм. Пришлось его осудить. Но вскоре в Юстиниан назначил на кафедру Кесари Каппадокийской явного оригениста Феодора Аскиду, под его покровительством оригенисты подняли голову. Тогда в Палестину прибыла церковная делегация из Константинополя, при которой находился и представитель Рима, если Юстиниан спокойно относился к оригенистам, то папский легат Пелагий(а в Риме Оригена всегда считали еретиком) потребовал осуждения учения Оригена. Патриарх Ефрем Антиохийский осудил по его требованию, и в 543 году был издан эдикт от имени императора, где осуждались все те части оригенизма, которые шли вразрез с канонами. Пять патриархов подписали эдикт, только в среде палестинского монашества еще шли споры. Надо отметить, что необычно было осуждение богословия императором, это обычно должен был делать собор и патриархи.

Начало дела «Трех глав». В ответ Феодор Аскида потребовал также осудить трех антиохийских богословов, связанных с Несторием: Феодора Мопсуэтского, Феодорита Кирского и Иву Эдесского. Если против первого эдикта никто особенно не протестовал, то тут начались прения, так как все трое были оправданы на Халхидоне, а Халхидон – победа богословия Рима, поэтому нападение на т.н. «Трех глав» было выпадом в сторону римского папы. К тотму же не принято судить уже умерших. Император, однако, одобрил эту идею, так как лишнее отречение от Нестория могло бы примирить монофизитов с Церковью.

Эдикт 544 года об осуждении «Трех глав» подписали 4 патриарха Востока с условием, что, если не подпишет папа, то и они отрекутся от эдикта. Папа Вигилий в 547 году был схвачен и отправлен в Константинополь, где сначала резко отрекся от эдикта и от всех, кто его подписал. Однако византийские богословы доказывали, что идеи Феодора более еретичны, чем идеи его ученика Нестория, а Феодорит и Ива явно несправедливо осудили Кирилла Александрийского. Так как на Халхидоне не рассматривались сочинения «Трех глав», то оправданы они были как отрекшиеся от несторианства. Папа сдался и все подписал, но Рим не поддержал его. Известный африканский богослов Факунд Гермианский выпустил книгу «В защиту Трех Глав», которая произвела сенсацию. Собор за собором высказывался против осуждения, а в Африке дошли до того, что торжественно предали церковному отлучению самого папу. Тогда Юстиниан аннулировал все эдикты, но начал подготовку собора, взяв с папы Вигилия слово, что он будет за осуждение Трех.

Политика Юстиниана по подготовке к собору: большинство африканских епископов, сопротивлявшихся эдикту 544 года, были смещены; был составлен и разослан новый эдикт с подробным богословским обоснованием; несогласный с ним александрийский епископ был сослан; тогда папа отказался признать этот эдикт тоже. Дальше наступил период террора против папы: его пытались арестовать прямо в храме Св. Петра дворца Гомидзы, но его спасла толпа. Дворец Плакиды, отведенный папе, превратился в домашнюю тюрьму, но папа стоял на своем.

Пятый Вселенский собор. После бесконечных перипетий собор открылся, наконец, в Константинополе 5 мая 553 года. На первом заседании осудили окончательно оригенизм.

Споры вокруг «Трех глав»: папа отказался прибыть на собор. Но прислал документ, где осуждал богословие Феодора Мопсуэтского, но ссылался на практику не судить мертвых, а Феодорита и Иву он вообще отказывался осуждать. Юстиниан же вместо этого послания представил на соборе подписанный Вигилием эдикт 544 года. Вигилия уличили в противоречии, исключили его имя из поминовения на литургии и подписали новый эдикт против «Трех глав» из 14 анафематизмов.

На Западе утверждать решение собора пришлось преемнику Вигилия Пелагию, ему это удалось, но с трудом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.