Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эфесский собор 431 год, день Пятидесятницы – третий Вселенский собор. Снова та же проблема, что и с арианами: из-за различия в традициях и языках, все друг друга не до конца понимают






Снова та же проблема, что и с арианами: из-за различия в традициях и языках, все друг друга не до конца понимают, а при этом злобы накопилось достаточно, чтобы все старались решить вопрос силой, не вникая. Восточные епископы во главе с светилом антиохийского богословия Феодоритом Кирским выступили против Кирилла, потому что, не умея часто точно выразить свое богословие, Кирилл мог в их глазах впасть в другую крайность, то, что после разовьется в монофизитство (однозначное преобладание в Христе Божественной воли, которой человек подчинен). Особенно опасной (и впоследствии отвергнутой) была употреблявшаяся им богословская формула: «единая природа Бога Слова воплотившаяся», которую Кирилл считал цитатой из Афанасия Великого, но которая в действительности принадлежала осужденному уже Церковью Аполлинарию Лаодикийскому (последователи Аполлинария, чтобы распространять его взгляды, надписывали его произведения именами бесспорных авторитетов Церкви - играли на авторитете лица).

Все ждали осуждения Кирилла, по сути, для этого и был созван собор, такое положение дел объясняет поведение Кирилла, которое часто осуждалось. Римские легаты и опаздывали на собор на 2 недели, и Кирилл открыл собор без них, несмотря на протест Нестория, представителя императора и 68 епископов. Но епископ Ефеса Мемнон одобрил Кирилла, и открывшийся собор стал полностью про-александрийским. Нестоий не явился и был осужден заочно, там же был подтвержден Никейский символ веры с запретом на добавление чего-либо. В ответ восточные епископы во главе в Иоанном Антиохийским открыли свой собор и низложили Кирилла за ересь и нарушение мира.

Обе стороны отправили послания императору. Константинополь теперь уже против Нестория, восточные не стали защищать Нестория, но зато выступили явно против богословия Кирилла. Имератор не знает, что делать. Несторий сам отказался от кафедры, и император поставил ему приемлемого наследника, а Кирилл, проигнорировав императора, просто вернулся в Александрию, где был под защитой преданного народа. Таким образом, Церковь разделилась.

Когда император удалился отдел Церкви, епископы попытались внутри Церкви решить, как можно преодолеть разделение. Епископ Верийский старец Акакий написал Кириллу, предлагая забыть все полемические документы и решить вопрос по существу, дав богословию Кирилла толкование, приемлемое для восточных епископов. В конце 432 года в Александрию был послан из Антиохии Павел Емесский с изложением веры восточных, которое в свою очередь принял и Кирилл и подписал «томос» - документ о единении. Этот «томос» (т.н. Антиохийская уния 433 года) стал догматическим завершением 3 Вселенского собора как попытка преодолеть обе крайности: «Христос есть «совершенный Бог и совершенный человек... Он единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, ибо совершилась соединением двух естеств (то есть природ). Посему исповедуем единого Христа, единого Сына, единого Господа... исповедуем Святую Деву Богородицей, ибо Бог Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собою храм, от Нее воспринятый». Это соединение и антиохийского учения о параллельно существующих и человеческой, и Божественной природах, и учения Кирилла о единой личности Христа.

Воссоединение Церкви произошло, но реального богословского осуждения ни несторианству, ни тем более богословию Кирилла дано не было, это повлекло за собой новый этап развития еретических учений – монофизитский и монофелитский.

Дальнейшая судьба Нестория. Несторий после отказа от кафедры просил разрешения поселиться в его любимом монастыре под Антиохией, и император разрешил ему, однако в 435 почему-то вспомнил о нем и приказал сжечь все его сочинения, а самого Нестория отправил в ссылку в оазис в Египте.

 

16. «Разбойничий» собор в Эфесе (по А. Шмеману)

Спор с Несторием происходил в основном в высших кругах духовенства и богословов. Что же касается народа, то ему было ближе представление о том, что Бог сошел на землю, чем истина о соединении двух природ в одну личность, и уж тем более учение Нестория об обожествлении человеческой личности посредством Св.Духа. Это привело к появлению самой трагической и самой значительной по размаху ереси для Церкви – монофизитства.

Особое восприятие учения Кирилла. Споря с Несторием, Кирилл употреблял сомнительное определение Христа: «одна природа Бога Слова воплотившаяся». Для него самого оно не означало полного «слияния» Божественного и человеческого, но только их соединения в одном Лице или личности. И это позволило Кириллу в конце концов распознать и принять правду антиохийцев: отстаивание ими полного человека в Христе наравне с Богом. Но вот для слишком многих из его последователей это казалась унижением Бога и поклонением человеку. Всякое различение в Христе двух различных «природ», признанное Церковью, переживалось ими, как ниспровержение всего христианства, как отрицание того «обожения» человека, в котором последняя цель спасения.

Оплотом ереси стало монашество, так как именно оно имело вековую практику орьбы с плотью и греховностью человеческого естества. Именно монахам поэтому было легко перешагнуть грань между борьбой с греховностью за подлинное человеческое естество и борьбой против человека как такового. Обожение начинало казаться уничтожением в себе всего человеческого, как низкого и недостойного, а все совершенство Христа, казалось, было в том, что он не человек.

И как только умер Кирилл в 444, началось открытое восстание против соглашения 433 года во имя возврата к «одной природе» («моно физис» - одна природа). Сигнал был дан из Константинополя одним из общепризнанных авторитетов всего восточного монашества - архимандритом Евтихом. Он утверждал, что воспринятое Христом человечество отлично от нашего. Поэтому сравнивать Христа с людьми - даже по человечеству - неблагочестиво. Евтих имел влияние при дворе и вытупил против главного представителя Антиохийской школы – Феодорита Кирского. Феодорит ответил на его обличения, но двор был уже за Евтиха. Снова началась травля восточных епископов (Сирия, Малая Азия, Кипр). А Императорским указом «12 анафематизмов» Кирилла против Нестория, которые он сам молчаливо обошел в Антиохийской унии 433 г, были провозглашены «правилом веры». Преемник Кирилла Диоскор готовил торжество Александрии и «александризма» в его крайней форме.

Но и в церковных кругах Константинополя крайности Евтиха многих пугали. По настоянию Евсевия Дорилейского, который когда-то первый выступил против Нестория, епископы, находившиеся по тем или иным делам в столице, под председательством Флавиана Константинопольского рассмотрели учение Евтиха и вынуждены были осудить его, как неправославное: он наотрез отказывался исповедать в Христе две природы. Евтих пожаловался в Рим - но папа Лев Великий, ознакомившись с присланными ему Флавианом протоколами суда, всецело одобрил Константинопольское решение.

Решение было отвергнуто монахами, которые, будучи слепыми приверженцами Кирилла, следовали не смыслу его учения, а его письменным документам (а, как уже говорилось, Кирилл, к сожалению, не смог четко выразить своего понимания проблемы в письменном виде), от многих из которых он и сам отказался. Император Феодосий, выступивший за Евтиха, решил снова собрать собор в Ефесе, при этом он запретил участвовать в нем главному антиохийцу Феодориту Кирскому, а председателем назначил Диодора Александрийского. Римский папа Лев Великий не приехал из-за нашествия Атиллы, но прислал легатов и письмо, письмо, впрочем, император запретил оглашать.

То, что произошло в Ефесе 8 августа 449 года, в истории осталось под именем «разбойничьего собора». Всё прошло под знаком настоящего террора. Диоскор царствовал, опираясь на ватагу фанатиков-монахов, наводнивших город (впервые на соборе потребовали представителя от монашества, им был Варсума). Диоскор имел почти формальное приказание Императора оправдать Евтиха и ликвидировать всякое сопротивление учению об одной природе. Под угрозой побоев, под давлением полиции, все нужные решения были приняты. Флавиан, избитый, низложенный и сосланный, все же успел передать письмо к папе с легатом Иларием. Остальные (кроме еще римского легата), уступая насилию, подписали. Иларий вернулся к папе с посланием от Флавиана. В Рим приехали и посланцы от Феодора Кирского. Лев немедленно потребовал от Феодосия пересмотра решения собора. Но Феодосий умер, и у власти оказались сестра Феодосия Пульхерия, державшая умеренных взглядов сосланного Флавиана, и ее муж Маркиан. Для окончательного решения богословского сопра без насилия они созвали собор в малоазийском предместье Константинополя Халхидоне, где он открылся в базилике Св. Евфимии 8 октября 451 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.