Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александрийская школа. До третьего века деятельность христианская письменность носила апологетический характер и была направлена против ересей и язычества






До третьего века деятельность христианская письменность носила апологетический характер и была направлена против ересей и язычества. Особое значение Александрийской школы состоит в том что ее богословы впервые предприняли попытку продумать вероучение как целостную систему.

Начало Александрийской школы. Видимо, Александрийская школа выросла из христианского огласительного училища, где новообращенные изучали Писание. Особенность города Александрии заключалась в том, что это была интеллектуальная столица эллинистического мира, поэтому проповеди там приобретали характер умственных логических рассуждений. В частности, в Александрии большое распространение получил гностицизм – возвеличивание знания как пути к спасению.

Климент Александрийский. – первый из известных александрийских богословов. Для него христианство – высшее знание, он говорил, что, если бы познание Бога и спасение души были бы не тождественны, то он выбрал бы познание. Как и гностики, Климент видит знание в откровении Истины, но, в отличие от ранних христиан, Климент принимает и оправдывает мир. У него есть рассуждения о смехе, о богатстве, о домашнем устройстве, вывод: все допустимо, если главным для человека остается познание Бога. Обращая взгляд не только к небу, но и к этому миру, христианство неизбежно сталкивалось с культурой эллинизма, тем более Александрия, наводненная философами и учеными.

Ориген. Очень молодым становится огласителем, толкует Писание. Но приходит к выводу, что необходимо перевести христианство на язык античной философии, нельзя просто отергнуть весь языческий опыт. Патриарх Александрийский начал травлю Оригена, пытался отлучить его от Церкви, и проведя закон о недопустимости самооскопления епископов, низложил его. Умер Ориген в 250 году от пыток во время гонений Декия.

Учение Оригена: Ориген (Александрийская школа) был первым, кто попытался осуществить синтез эллинизма и христианства, но не как гностики, а рассматривая античность как подготовку к пониманию христианского учения. Все науки и искусства важны для христианства, так как в через них можно объяснить глубину Писания. Сформулировал христоцентрическое понимание Ветхого Завета (т.е. Ветхий Завет – как приготовление к пришествию Мессии), значит, иудеи не поняли главного смысла своего Писания. Его подход к толкованию Библии можно отметить крайним аллегоризмом, за каждым словом в Библии стоит для него целый сонм значений и образов (видимо, влияние александрийской литературоведческой школы). Ориген также: 1) был первым, призвавшим уделить внимание наукам и искусствам, так как они помогают показать людям глубину евангельского смысла. 2)Ориген также один из основоположников аскетизма, видел мученичество как всю жизнь христианина 3) Развивал идею о всеобщем спасении всех людей в конце мира 4) проделал огромную работу по сверке переводов Писания и заложил основы анализа древних текстов.

После Оригена Александрийская школа имела еще ряд выдающихся богословов. В первой половине 4 века это Афанасий Великий. В его учении ощущалось влияние Оригена. Основная идея богословия Афанасия: Бог не имеет ничего общего с творение, поэтому соединение человека и Бога возможно только через жертву Христа, который приобретает человеческую природу, чтобы преобразить ее. Афанасий, единственный на тот момент епископ Востока – не арианин, боролся против арианства, выдвигая тезис о том что Христос един с Богом Отцом, поэтому, кто знает Сына, знает и Отца.

А во второй половине 4 века Александрийскую школу прославил патриарх Кирилл, в результате борьбы которого с Несторием были выведены церковные догматы о личности Христа и его двух природ.

Таким образом, к достижениям Александрийской школы можно отнести формирование Церковной догматики и богословия, а также таких наук, как библеистика, литургика, так как именно александрийцы начали научное изучение Писания и таинств.

 

Борьба с Антиохией. Александрия стала оплотом интеллектуального христианства, а Антиохия – мистического, поэтому в этих центрах богословия развиваются несколько разные учения. Их яркое столкновение произошло в 4 веке в лице Кирилла Александрийского и Нестория Антиохийского. Богословие Кирилла, в противоположность, основывалось на понимании того, что Христос сошел на землю как Бог и воспринял в себя человеческую природу. В «Послании к монахам» и письме Несторию «Догматическом послании» он защищал истинность слова Богородица и идею о том, что во Христе Бог и человек соединились в единую личность, в которой все люди соприкасаются, таким образом, с Богом. В результате борьбы Несторий был осужден и низложен. После этого на антиохийской кафедре уже не видно особенно ярких личностей. Борьба с Антиохией закрывается Халхидоном в 461 году, когда принимаются в виде догматического ороса более менее четко ответы на вопросы, поставленные Александрийской и Антиохийской школами. Надо сказать, что, хотя Кирилл Александрийский был канонизирован, а Несторий отлучен, в конце концов Церковь приняла совмещенный опыт этих школ, отвергнув в обоих учениях крайности.

Период борьбы Александрии и Константинополя. С возвышением Константинополя в 4 веке как резиденции императора Александрия вступает с ней в борьбу, так как видит в опасность для своего статуса главной патриаршей кафедры Востока. Кульминации эта борьба достигает в патриаршество Феофила, дяди Кирилла Александрийского. Собором под его председательством в 403 году был осужден и сослан Константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, один из великих богословов, составитель текста литургии (которая служиться сейчас, кроме некоторых праздников и Великого поста, когда служат литургию Василия Великого), который проповедовал аскетическую жизнь клира и выступал против развращенности императорского двора. Кирилл Александрийский тоже выступил против Иоанна, заявив: «Если Иоанн – еписоп, почему Иуда не апостол?». Затем начинается борьба с Несторием, которого поддерживал Константинополь. Одного за другим Александрия побеждает константинопольских епископов. В какой-то момент на кафедре Константинополя даже оказывается пресвитер Александрии Анатолий, но тут Халхидонский собор возвышает Константинопольского патриарха и ставит его на один уровень с Римом. После этого Александрия довльно быстро переходит под юрисдикцию Константинополя, в чем не последнюю роль сыграли преследования Юстинианом монофизитов.

Отрицательные стороны Александрийской школы: 1) что касается богословия, можно сказать о крайнем увлечении эллинизмом и эллинистической философией, почему как раз ряд выводов Оригена был признан еретическим 2) что касается методов борьбы, то для Феофила и Кирилла очень часто цель оправдывает средства. Собор 403 года осудил Златоуста совершенно бездоказательно и не выслушав его (деятельность Феофила), Кирилл же впервые изгнал евреев из Александрии, участвовал все в том же соборе 403 года, использовал крайне жесткие методы в борьбе с Несторием (чего стоит одна подготовка 3 Вселенского собора).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.