Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разница между слышать и слушать






В новом издании словаря Уэбстера «слушать» означает V/ «делать сознательное усилие услышать звук» или «об­ратить на него внимание». Уже из этого ясно, что, слу_- Ц1атъ^^^болъш& г-аем-слы.шахь.. По существу «слышать» — значит физически воспринимать звук. Тогда как «слу­шать»— значит воспринимать звуки определенного значения. Человек слышит в результате автоматичес­кой реакции органов чувств и нервной системы. Слуша­ние же — волевой акт, включающий также и высшие^ умственные процессы. Чтобы слушать, необходимо же- | у лание. Иначе Вы услышите вместо того, что Вам гово­рят, только то, что Вам нужно или хочется услышать, как это и случается довольно часто.

Мы слышим, конечно, многое, но прислушиваемся лишь к незначительной части того, что слышим. Наши уши подвергаются такой бомбардировке звуками, что мы отключаем сознательное внимание от всего, кроме, / тех звуков, которые нас интересуют в данный момент.

Мы настолько привыкаем к ординарным звукам ок­ружающей среды, что не обращаем на них никакого внимания, но это касается не в.сех. Например, коренные горожане не замечают шум проходящих автомашин и поездов, хотя у недавно поселившихся в городе он вы­зывает беспокойство. Сельские жители не заметят сверчка, тогда как горожанина его пение очаровывает. В обоих случаях люди не замечают звуки, обычные для ] их окружения, и могут обратить на них внимание, если ••• они изменяются, прекращаются или па них специально обращается внимание.

Какое влияние оказывает на процесс слушания шум, т. е. громкие, неприятные и неупорядоченные звуки? Все мы знакомы с непосредственным эффектом шума — мышцы сокращаются, живот от нервного возбуждения


.20


От слышать к слушать



 


напрягается, глаза начинают моргать. Некоторые даже вскакивают. Шум вызывает стресс, который сказывает­ся на деятельности. В шумной обстановке мы думаем и принимаем решения медленнее, делаем больше ошибок. Как ни странно, но люди быстро привыкают к шуму. Результаты эксперимента, проведенного с двумя группа­ми людей, соответственно работавшими: одна — в усло­виях сильного шума и другая — в совершенно тихой об­становке, показали, что шум оказывает психологичес­кое воздействие на людей и изменяет их поведение. Но это влияние исчезает через три-четыре минуты, после чего люди начинают работать в условиях сильного шу­ма так же хорошо, как и в тихой обстановке. Если простейшие операции или даже сложные арифметичес­кие действия не подвержены влиянию шума, то на опе-рации, требующие, например, сосредоточения или необ-ходимости одновременно осуществлять две операции, шум оказывает отрицательное воздействие1.

По-видимому, человек подвержен неприятному воз­действию неравномерного шума, который не поддается контролю, как, например, визг автопокрышек на ожив­ленных перекрестках. Длительное влияние шума отри­цательно сказывается на восприятии звуков речи. Это было установлено при обследовании ньюйоркцев, про­живающих в жилых домах, расположенных на оживлен­ных автострадах. Уровень шума в квартирах увеличи­вался из-за конструкции зданий, поскольку звуки от движения легкового и грузового транспорта проникали в них через вентиляционные шахты. Самый высокий уро­вень шума наблюдался на нижних этажах, причем на восьмом этаже он составлял 66 дБ, что в 2 раза выше, чем на тридцать втором этаже. Обследование детей, проживающих в течение трех-четырех лет в таком зда­нии, показало определенную зависимость между этажа­ми, на которых дети жили, и их способностями слушать и читать. Дети, проживающие ниже одиннадцатого эта- a, были невнимательны к обычным звукам, а " также трудом учились читать. Суть в том, что слушать вни­ательно в условиях шума трудно2.

' D. С. Glass and J. E. Singer. Urban Stress, 1972.

S. Cohen, D. C. Glass and J. E. Singer. Apartment Noise. Audi-wry Discrimination and Reading Ability in Children. Journal of Expe-Social Psychology, 1975 N 9 " pp. 407—422







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.