Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили слушания






И язык поз, и визуальный контакт, и устойчивое вни­мание помогают слушать эффективно, ко каждый из нас пользуется этими средствами по-разному. У каждого — своя характерная походка, свои манеры говорить и смотреть, своя, индивидуальная, манера слушать.

В стиле слушания отражается наша личность, ха­рактер, интересы и устремления, положение, пол и воз­раст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По сущест­ву умение слушать требует гибкости.при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в ко­торой происходит общение.

Врачи-психологи считают, что 80% ответов на рече­вое общение могут означать следующие реакции слу­шающего на речь и поведение собеседника: оценку, тол­кование, поддержку, уточнение и понимание. Осталь­ные 20% приходятся на случайные ответы и ответы, не.имеющие значения для общения. [Самыми распростра­ненными ответами являются реакции оценки, менее распространенными (по силе реакции) являются ответы-толкования, поддержка и уточнения. А отзывчивость или понимание встречаются крайне редко. К. Роджерс установил, что если человек в 40% случаев проявил в общении один и тот же вид реакции, то его собеседник; ' может подумать, что этот человек так ведет себя всегда-/

О чем же думают те, кто нас слушает? Что они слы­шат, когда слушают нас? Категоричный собеседник су­дит о явлениях примерно так: «Это — хорошо» или «Это — плохо». Рассудительный слушатель подумает примерно так: «Вы говорите это, чтобы я почувствовал себя виноватым» или «Теперь мне понятно, почему Вы это сказали». Сочувствующий собеседник очень быстро" соглашается (или выражает свое сочувствие говоряще­му), делая, к примеру, такие замечания: «Вы абсолют­но правы» или «Я Вам сочувствую». Аналитический слушатель, наоборот, склонен задать вопрос: «Когда?» или сказать: «Приведите мне конкретный пример». Од­нако эти реакции называют «помехами» общения. Имен­но отзывчивый слушатель сумеет активно использовать молчание, рефлексивные и эмпатические реакции.

А как слушаете Вы сами? Как отвечаете, как реа-


тируете? Спросите своих друзей! Их оценка может ока­заться для Вас неожиданной.

^Стиль^слущания определяется также служебным положением говорящего и слушающего. Обычно внима­тельно слушают тех, кто занимает более высокий пост, особенно в случаях, если хотят извлечь из этого для себя какую-либо пользу. С другой стороны, люди, зани­мающие более высокий пост, не всегда внимательны. В разговоре работников разного статуса или ранга че­ловек, занимающий более высокое положение, может скорее остановить собеседника, чем наоборот.

А о чем говорит Ваш опыт? Создается ли у Вас впе­чатление, что люди с более высоким положением дей­ствительно слушают? Или они слушают просто из веж­ливости? А теперь ответьте сами себе: слушаю ли я лю­дей, стоящих ниже на служебной лестнице? Выслуши­ваю ли их до конца или часто перебиваю?

Стиль слушания определяется и тем,.кто наш собе­седник— мужчина или женщина. Анализ магнитофон­ных записей разговоров позволил установить существен­ные различия в поведении мужчин и женщин. Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга примерно одинаково часто. Но

• когда разговаривают мужчина и женщина, то мужчина

'•* перебивает женщину почти в 2 раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить то направление разго­вора, которое было в момент, когда ее перебили.

а/ -По-видимому, мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора, тогда как женщины больше уделяют внимания самому процессу общения^

i Мужчина обычно слушает внимательно только 10—15 се­кунд. Затем он начинает слушать самого себя и искать,

„что бы добавить к предмету беседы.

Психологи считают, что слушать самого себя — при­вычка чисто мужская, которая закрепляется путем тре­нировки в уточнении существа разговора и приобрете­нии навыков решения проблем. Поэтому он прекращает слушать и сосредоточивается на том, как бы прервать разговор. В результате мужчины склонны слишком быстро давать готовые ответы. Они не выслушивают собе­седника до конца и не задают вопросов, чтобы получить больше информации перед тем, как сделать выводы. Мужчины склонны замечать ошибки по существу раз-



От слышать к слушать



 


 


говора и вместо того, чтобы подождать также и хоро­ших высказываний, хватаются скорее за ошибку.

Женщина, слушая собеседника, скорее увидит его

как личность, поймет чувства говорящего. Женщины ре­же перебивают собеседника, а когда перебивают их са­мих, то возвращаются к тем вопросам, на которых их остановили.

Но это вовсе не означает, что все мужчины невоспри­имчивые и некорректные слушатели, как и то, что все женщины — слушатели душевные и отзывчивые. Это да­леко не так. Мужчины и женщины могут занимать раз-, ное положение в обществе и играют разные роли, а поскольку у каждого свой характер, то и мужчинам, и женщинам свойственны все указанные выше стили слу­шания. Те, кто работает с людьми, а именно психологи, воспитатели и учителя, часто слушают, комбинируя под­ходящие приемы, свойственные как мужчинам, так и женщинам.

Теперь, когда мы знаем, кто как слушает и как это

делаем мы сами, зададим себе вопрос: можем ли мы из­менить свою манеру слушать? Да, можем. Опыт курсов по обучению приемам общения показывает, что можно добиться заметных успехов в совершенствовании своих навыков слушать уже после недолгой тренировки. Еще лучше выполнять упражнения и сознательно совершен­ствоваться в повседневном общении.

Ведь совершенствование умения слушать в свою оче-

редь ведет к повышению уровня общения и взаимопони­манию, способствует эффективной деятельности на ра­бочем месте. Где еще можно себя услышать, как не на работе!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.