Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неумение слушать







I!


 


 


удачно выразился один психолог, «разговор—это соревнование, в котором первого, кто задержит дыха­ние, объявляют собеседником» '. Добавим, собеседни­ком упорным и безнадежным, т. е. собеседником, кото­рый по существу не слушает совсем.

Молодая женщина, узнавшая о том, что большинство людей не слушают друг друга, решила проверить это на практике. Во время, коктейля она сказала своей со­беседнице бодрым светским голосом: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа». «О, на са­мом деле! — последовал ответ. — Как тебе повезло, - до­рогая!» Подобное случается часто в нашем повседнев­ном общении. Именно поэтому, возможно, нас нисколь­ко не удивляет, когда кто-то ничего не помнит из того, о чем мы говорили ему в официальной обстановке. Ска­занное тут же забывается как разговор по пустякам. Как приятно мы бываем удивлены, когда кто-либо вы­полняет нашу просьбу, высказанную во время такой встречи. Это уже означает, что собеседник действитель­но нас слушал.

Мы не слушаем, потому, что ошибочно думаем, что слушать — значит просто не говорить. Это далеко не так. От высказываний воздерживаются по многим при­чинам. Собеседник, возможно, вежливо ждет своей оче­реди или обдумывает предстоящее высказывание. На­пример, студентов колледжа попросили записать мысли, которые возникают в ходе занятий. Результаты оказа­лись следующими:

20% слушали внимательно, хотя только 12% слуша­ли активно;

20% думали о предстоящем свидании;

20% предавались воспоминаниям;

остальные мечтали, переживали, беспокоились, раз­мышляли на произвольные темы.

Слушание — активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Поэтому оно требует постоян­ных усилий и сосредоточенности на предмете беседы. В то же время слушание не исключает активного учас­тия в беседе. Иначе как бы было возможно двусторон­нее общение? В самом деле, н очень разговорчивый че­ловек может быть хорошим слушателем, особенно если он действительно заинтересован тем, о чем говорят, уме-

1 Robert Bollon, People Skills, 1939, p. 4.


ет слушать внимательно и знает, как правильно обрабо­тать информацию.

./' Мы не слушаем потому, что поглощены сами собой, ' своими переживаниями, заботами или проблемами. Озабоченные своим здоровьем, мы часто неверно пони­маем предупреждения врача. Покупатель, предъявляю­щий претензию к качеству товара, может слушать толь­ко то, что ему хочется услышать, по крайней мере до тех пор, пока не утихнет раздражение. Характерно, что вступающие в брак игнорируют предупреждения и со­веты других, какими бы ни были их побуждения. Де­ловые люди, воодушевленные своими планами разработ­ки нового продукта или реализации программы, часто совершенно не реагируют на потенциально ценную кри­тику и отбрасывают все предложения, поскольку они могут помешать выполнению их планов. В общем люди часто не слушают, при этом не слушают как раз. в кри­тические, моменты жизни, когда им особенно надо было бы прислушаться.

Мы не слушаем просто потому, что не хотим. Такое чувство у меня возникло однажды, когда я попал к начальнику полиции, у которого в кабинете висел пла­кат «Не сбивайте меня фактами — решение уже приня­то». Как и следовало ожидать, начальник полиции ока­зался самоуверенным человеком, который один только и говорил. Я был несказанно рад, что попал к нему не по случаю коллизии с законом.

В отдельные моменты каждый может отвлекаться от разговора. Едва ли Вы будете слушать внимательно в момент возбуждения или когда у Вас уже сложилось определенное мнение по обсуждаемому вопросу. Кроме того, в состоянии волнения или неуверенности может возникнуть боязнь услышать то, о чем Вы меньше всего хотели бы узнать. Едва ли Вас будет внимательно слу- {/ шать и тот, кто считает себя специалистом обсуждаемой темы и имеет готовы.е ответы на все вопросы. Продавец горит желанием продать новому клиенту любую вещь и поэтому готов выслушивать все, что бы тот ему ни гово­рил, лишь бы узнать то, что ему нужно.

И еще, все мы резко реагируем на персональную кри- \
тику в наш адрес, хотя это—как раз именно то, из чего
можно извлечь пользу, слушая внимательно..-.,, •, '-"

Мы не слушаем также и потому, что не умеем слу­шать. Это нисколько не удивительно, если вспомнить,







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.