Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный анализ.






Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из

принципов системного подхода к изучению профессиональной дея-

тельности: он направлен на выявление иерархической структуры ос-

новных компонентов изучаемой деятельности. Стремление соотнести

степени выраженности основных профессионально значимых свойств

субъекта труда, определить характер и уровень взаимосвязи между

ними – направление ряда других исследований, в которых делаются

попытки системного анализа деятельности.

Наиболее разработанную методику системного анализа профес-

сиональной деятельности предложил В.Д. Шадриков. Она опирается

на методологию системного подхода и предполагает анализ деятель-

ности на нескольких уровнях.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изу-

чение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможно-

стей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях

профессии, – с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух ас-

пектов определяется уровень мотивации трудового поведения.

1 5

На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и

значение каждого действия, каждой операции в общей структуре тру-

довой деятельности. Системный “подход требует, чтобы уже на уровне

компонентного анализа деятельности рассматривалась не только ее

внешняя (действенная) сторона, нои внутренняя, связанная с реализа-

цией психических свойств работника и психических процессов, уча-

ствующих в выполнении действий. Изучениюподлежат также предмет

и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.

На уровне структурно-функционального анализа изучаются

принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных дей-

ствий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются свя-

зи между отдельными подструктурами деятельности (действиями),

значимость установленных связей и вес структурных компонентов де-

ятельности.

В процессе информационного анализа деятельности выявляются

те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые

действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагмати-

ческой значимости и динамики проявления, устанавливаются способы

получения работником информации, необходимой для деятельности,

изучается организация информационного потока во времени и т. д.

Психофизиологический уровень анализа деятельности означает, по

В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствую-

щих деятельность. При этом придается большое значение анализу ак-

тивационных и информационно-энергетических процессов.

Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает

изучение субъекта деятельности, личности работника во всем много-

образии ее свойств.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описания

деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное об-

разование. При этом системный анализ требует рассматривать любое

явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятель-

ности выступает, в частности, как требование изучения процесса ов-

ладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

Таким образом, изучение профессиональной деятельности может

проводиться в двух планах. Первый план–описательный–имеет своей

целью составление профессиограммы, описывающей основные харак-

теристики профессиональной среды и требования, предъявляемые дан-

1 6

ной профессией к психике человека. Второй план предполагает углуб-

ленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов

«субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного

взаимосоответствия этих компонентов системы «человек–профсреда».

Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются

психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование откры-

вает перед психологией профессиональной деятельности новые перс-

пективы.

Вопросы по теме лекции:

1. Чем отличается научно-практическое направление в психологии от

теоретического направления?

2. С какими отраслями психологии связана психология профессио-

нальной деятельности?

3. Определите понятия надежности, валидности и трудоемкости мето-

дов исследования в психологии.

4. Какие методы относятся к профессиографическими?

5. Какие методы относятся к упорядочению полученной в ходе иссле-

дования информации?

6. Охарактеризуйте методику системного анализа профессиональной

деятельности, предложенную В.Д. Шадриковым.

Список рекомендованной к лекции литературы:

1. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография.

М.ПЕР СЭ, 2003.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ро-

стов-на-Дону_______: Феникс, 1996.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.,

«Медицина», 1984.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

6. Пауэрс П., Рассел Д. Найди свое дело. М., 1994.

7. Рикка С. Служба занятости. Природа, назначение, функционирова-

ние. Пер. с фр. М., 1993.

8. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб,

«Питер», 2003.

1 7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.