Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в психологию профессиональной деятельности






План:

1. Общее представление о предмете, задачах, методах в психоло-

гии профессиональной деятельности. Связь психологии профессио-

нальной деятельности с некоторыми направлениями психологии.

2. Валидность, надежность и трудоемкость методов.

3. Особенности применения методов в психологии профессио-

нальной деятельности.

4. Классификации методов психологии профессиональной дея-

тельности.

Основные понятия: методы психологии, принцип объективнос-

ти, валидность. надежность, трудоемкость метода, задачи профессио-

нальной диагностики, метод наблюдения, метод эксперимента, методы

опроса, методы построения теории, преобразующие и конструктивные

методы, профессиографические методы, личностные методы, алгомет-

рический метод описания трудового процесса, структурный метод,

системный анализ.

Психология, в буквальном значении этого слова – наука о душе.

Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские уче-

ния. Как самостоятельная наука, психология утвердилась лишь в кон-

це позапрошлого века, после того, как получила экспериментальную

базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Путь развития

научной психологии был не простым, он отражает многообразие слож-

ность жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии

носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выд-

вигались практические проблемы, которые необходимо было решить

науке о человеке. В середине двадцатого века начался активный про-

цесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современ-

ные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую)

и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего,

с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая

психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание при-

роды которого опирается не только на определенное представление,

имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту ре-

альности, в которую включен этот объект, то есть человек.

Психология профессиональной деятельности, несомненно, от-

носится научно-практическому направлению. В центре ее внимания

трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуаль-

ные особенности личности работника, характеристика профессиональ-

ной деятельности. Психология _______профессиональной деятельности тесно

связана с психологией труда. Психология труда как область научного

знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает пути и

методы решения практических задач, связанных с трудовой деятель-

ностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков.

Психология профессиональной деятельности также связана с общей

психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, орга-

низационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, со-

циальнойпсихологией, психологией управления, возрастной психологией,

юридической психологией, экономической психологией.

Методы психологии – это приемы и средства, при помощи кото-

рых происходит получение достоверной информации, используемой

далее для построения научных теорий и разработки практических ре-

комендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принци-

пе объективности, которыйобязывает строить системунаучного знания

строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет

снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпо-

ративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит

исследование.

Значение того или иного психологического метода зависит от ва-

лидности и надежности и трудоемкости его применения. Валидность

метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точ-

ность измерения данным методом, а также насколько психологичес-

кий метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности

метода называется валидизацией. Надежность метода связана с по-

стоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи

данного психологического метода. Трудоемкость метода проявляет-

ся в уровне сложности его реализации, длительности подготовки спе-

циалистов.

Наиболее распространеннымиметодами в современной психологии

являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросныеметоды.

В психологии профессиональной деятельности указанные методы

применяются в соответствии с задачами профессиональной диагно-

стики, к которым относятся:

- определение наличного уровня профессионализма у человека

- установление соответствия человека требованиям профессии и

соответствия профессии запросам человека

- выявление профессиональных потенциальных возможностей

человека

- помощь конкретному работнику в использовании его реальных

профессиональных возможностей для эффективного выполнения труда.

Как отмечаетА.К.Маркова: «При осуществлении профессиональ-

ной диагностики важно применять системный подход (изучать работ-

ника целостно), генетический или динамический подход (изучать

работника в динамике), гуманистический и человекоцентристский под-

ход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из

его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы,

потенциальные возможности)».

В психологии труда разработаны несколько классификаций мето-

дов. Рассмотрим некоторые из них.

Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию. Она раз-

деляет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.

Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К перво-

му относятся различные варианты метода наблюдения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.