Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 2






Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом

План:

1. Определение трудовой мотивации и ее функций.

2. Характеристика основных побуждений, входящих в мотиваци-

онную сферу.

3. Динамика мотивационной сферы.

4. Характеристика содержательных мотивационных теорий

(А.Маслоу, Ф.Герцберга).

5. Характеристика процессуальных мотивационных теорий (В.Вру-

ма, теория справедливости).

Основные понятия

Трудовая мотивация. Функции мотивации. Побуждения, входящие

в мотивационную сферу: призвание, намерение, потребность, ценнос-

тные ориентации, мотивы. Мотивы и стимулы. Цель в профессиональ-

ной деятельности. Виды целеполагания. Смысл профессиональной

деятельности. Удовлетворенность трудом. Источники изменения в мо-

тивационной сфере. Типологии мотивации. Концепции мотивации

А.Маслоу, Ф.Герцберга, их достоинства, ограничения и пути исполь-

зования в практике работы с персоналом. Теория ожиданий В.Врума и

проектирование способов оплаты труда, форм морального поощрения

и других действенных побудителей труда.

Профессионализм– это не только характеристики производитель-

ности труда, но и особенности мотивации личности человека труда,

системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для

самого человека. Трудовая мотивация – это то, ради чего человек

вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет про-

фессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональ-

ной деятельности выполняет рядфункций:

– побуждающую (вызывает активность человека к профессиональ-

ной деятельности);

– направляющую (определяет характер цели в профессиональной

деятельности);

– регулирующую (определяетценностныеориентации, мотивы про-

фессиональной деятельности).

1 8

Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной дея-

тельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в

наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением

разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким

побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональ-

ное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные

ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональ-

ной деятельности.

Профессиональное призвание определяют как влечение к ка-

кой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей

и способностей в овладении данной профессией.

Профессиональные намерения – это осознанное отношение к

определенной профессиональной деятельности, стремление получить

образование по избранной профессии. В отличие от призвания, наме-

рение включает принятие решения.

Потребность в профессиональном труде – это готовность к ак-

тивности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к

профессиональному труду. Потребность личности в определенной про-

фессиональной деятельности называю также профессиональной склон-

ностью, которая может реализоваться либо в профессиональной

деятельности, либо в хобби.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности –

это выработанные и принятые обществом основания для оценки назна-

чения труда, правила профессиональной этики.

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов

профессиональной деятельности, которые определяются как внутрен-

ние побуждения, направленные на разные стороны профессионального

поведения (профессиональную деятельность, профессиональное обще-

ние, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникно-

вение побуждения и принятие решения, объявляетсямотивом.

Важно различать мотивы и стимулы. Стимулы – это внешние

побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологичес-

ких особенностей человека, различные мотивы, как внутренние по-

буждения. (Приложение №1) От мотивов следует отличать

мотивировки. Это указания человеком на причины своих професси-

ональных действий, которые могут не совпадать с настоящим моти-

вом. Таким образом, термином мотивация могут обозначаться две

1 9

группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий

по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается

как мотивирование. И те, и другие явления чаще всего не осознаются.

Мотивы подготавливают целенаправленность профессионально-

го поведения, хотя и не обеспечивают его. Заявить – не означает сде-

лать. Цель в профессиональной деятельности – это осознанный

образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целе-

образование (порождение новыхцелей) и целереализацию. Разные люди

ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно

достичь минимального результата – «не перетрудиться», другие жела-

ют добиться наивысших результатов и т.д. Говоря о профессиональ-

ном целеполагании, различают:

– сильноецелеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое)

– слабое целеполагание (зависимое от внешних условий).

Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной

деятельности. Смысл – это основания для оценки человеком значи-

мости профессиональной деятельности лично для себя. Эмоции –

субъективные переживания человеком успеха–неуспеха в профессио-

нальной деятельности, окрашивая ценностные ориентации, идеалы пре-

вращают их в смыслы для конкретного человека. Совокупность

смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образует систему ду-

ховных ценностей человека, егопрофессиональное кредо. Важно, чтобы

человек обладал смыслотворчеством, умел находить все новые смыс-

лы в своей работе. Если уровень смыслотворчества низкий может

наблюдаться потеря смысла работы. У человека «опускаются руки»

при малейших трудностях.

Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность про-

фессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если су-

ществует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше

всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со сто-

роны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность тру-

да. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии,

раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность

трудом является основной причиной текучести кадров.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодина-

кова на разных стадиях профессионализации. Источниками измене-

ния в мотивационной сфере являются:

2 0

– перестраивание общественных отношений человека;

– изменение условий профессионального труда;

– логика саморазвития человека;

– неравномерность развития и рассогласование между уровнем






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.