Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок подгтовка к уроку ОБЖ






С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет е большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (Л. А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладевает основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Требования к уроку ОБЖ заключаются в следующем: пол­ноценность содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам; научность знаний; достоверность фактов и событий; применение разнообразных источников знаний; отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем; мотивация и дифференцированность обучения; высокая степень самостоятельной мыслительной дея­тельности учащихся, их познавательной активности; охват рабо­той всех учащихся; воспитание безопасного отношения к себе и окружающим; правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения; соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся; единство деятельно­сти учителя и учащихся.

Подготовка к урокам начинается еще до начала учебного года с изучения госстандарта и программ для всех классов. Только в этом случае учитель будет давать не отдельные уроки, а систему уроков по теме и курсу в целом. На основе этих документов учи­тель выявляет систему фактов и понятий, изучение которых бу­дет углубляться и уточняться по мере овладения учениками зна­ниями, умениями и навыками, развития их как личностей. Затем он прослеживает, как эта система отражена в школьных учебни­ках, какова их структура и содержание, характер изложения материала по безопасности жизнедеятельности, методический аппарат. Анализ учебников даст возможность выявить взаимосвязанные уроки, их роль и место в изучаемом курсе. Более детальный просмотр госстандарта, учеб­ника и программы позволит наметить образовательно-воспитатель­ные цели изучения разделов и тем курса.

 

После этого можно составить тематическое планирование уро­ков - систему их объединения с учетом логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержа­ние которых будет раскрыто самим учителем, и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив позна­вательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочные планы.

Функции подготовки урока. На каждом этапе реализуется ряд функций. Первый этап - это подготовка к уроку. Здесь две функ­ции - гностическая и конструирующая.

1. Гностическая функция предусматривает реализацию следу­ющих этапов подготовки урока: 1) осмысление содержания учеб­ного материала; 2) формулирование дидактической цели в со­ответствии с целями изучения раздела и темы, курса в целом; 3) определение типа урока; 4) выявление структуры урока. Таким образом, учитель, отобрав содержание, продумывает тип урока, структуру, соответствующую логике учебно-познава­тельной деятельности учащихся.

На этом же этапе определяется, какие умения и как формиро­вать; какие чувства пробуждать. Выбрав источники знаний, учи­тель продумывает способы их сочетания. К источникам знаний можно отнести текст учебника, рассказ или лекцию учителя, до­кумент, учебную картину, запись учебного телевизионного филь­ма и т.д.

Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего зада­ния предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углуб­ление и систематизацию знаний. Они могут включать в себя эле­менты проблемности. Формулировка вопроса должна ориентиро­вать учеников на изложение главного, на сопоставление и анализ фактов, оценку опасных явлений и чрезвычайных ситуаций. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с со­держанием новой темы.

2. Конструирующая функция предполагает: 1) анализ особен­ностей состава учеников конкретного класса; 2) определение до­минирующего характера деятельности учащихся, включающей в себя три уровня познания - воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Самый простой - воспроизводящий уровень. Ученик лишь воспроизводит все то, что дает на уроке учитель (повторяет рас­суждение; чертит за учителем таблицу; показывает объект, кото­рый только что показал учитель). Более сложный - преобразую­щий уровень познания (ученик слушает лекцию и составляет ее план; по нескольким параграфам учебника заполняет таблицу).

Самый сложный - творческо-поисковый уровень (ученик ана­лизирует документы и делает самостоятельные выводы; проводит анализ учебника на основе источников; продумывает действия в чрезвычайных ситуациях различного характера).

От выбранного уровня деятельности учеников будут зависеть методы работы учителя на уроке. В слабо подготовленном классе придется сократить опрос и больше времени выделить на разъяс­нение нового, в сильном классе - увеличить количество логичес­ких задач и т.д. От активности и подготовленности учеников класса зависит темп изложения материала. Следует иметь в виду, что на уроке изложение материала медленнее темпа разговорной речи.

На первом этапе учитель для каждого класса подготавливает свой вариант урока. Он продумывает, как будет объяснять новое и что в это время будут делать ученики; планируется ли опрос, если да, то, как и в какой части урока; составляются или подбира­ются познавательные задания в зависимости от уровня обучаемо­сти учеников класса; какая будет организация повторения; что и как задать на дом. Учитель заранее намечает, кого надо спросить (большее число учеников, так как кто-то может отсутствовать на уроке, кто-то не подготовит домашнее задание), какие вопросы поставить с учетом предыдущих знаний, каков будет ход беседы. Таким образом, самое главное в первых двух функциях - соотне­сение методически обработанного содержания урока с адекватны­ми приемами и средствами преподавания и учения.

Второй этап подготовки к уроку - определение видов деятель­ности учителя и учащихся на уроке ОБЖ - включает третью, четвер­тую и пятую функции.

3. Организационная функция тесно связана с предыдущими. Реализуя ее, учитель продумывает: как начать урок (оргмомент); чем ученики будут заниматься на уроке; как их нацелить на вос­приятие нового; в какие виды работ вовлечь всех учащихся; какая деятельность вызовет интерес учеников; какие дать познаватель­ные задания; по какому поводу будут высказывания личного мне­ния; как поставить проблемный вопрос; как организовать домашнее задание и как оно будет учитывать усвоение знаний урока; каким умениям обучаются ученики, а какие продолжают совер­шенствовать.

Уроки, одинаковые по содержанию, могут значительно отли­чаться по методике их проведения с учетом познавательных воз­можностей учеников класса.

Чем больше совершенствуются умения учащихся, тем шире представляемая им самостоятельность по выбору форм, средств, путей и времени выполнения поставленных задач.

Свободный выбор предпочитаемых видов деятельности раскрывает склонно­сти и увлечения учеников, их интересы, показывает уровень овла­дения учебными умениями.

4. Информативная, или излагающая, функция касается учебного содержания урока: какие приемы изложения содержания будут на уроке, какие - при изложении средства обучения. Разрабатывая содержание, учитель определяет материал (основной или допол­нительный), в какой форме, в каком объеме дать; разрабатывает приемы раскрытия нового содержания; подбирает учебные посо­бия к уроку.

На уроке учитель будет не просто пересказывать материал учебника, а излагать главные вопросы темы, подробно объяснять то, что представляет трудность для учеников. Учитель намечает, что из программного материала надо выделить, что подчеркнуть, что изложить подробнее или короче. На конкретных фактах учеб­ника он будет раскрывать и конкретизировать новые понятия, красочно и образно излагать материал учебника (если этот мате­риал важен в образовательно-воспитательном значении). Учитель продумывает, как будет проходить работа по иллюстрациям учеб­ника, таблицам и схемам. Учителю часто приходится давать материал ярче, интереснее и конкретнее, чем в учебнике.

5. Контрольно-учетная функция предусматривает продумыва­ние: как будем проверять, закреплять знания; как ученики смогут высказать собственное мнение, отношение к изучаемому; как оце­нить знания.

Существуют следующие критерии оценки знаний учащихся:

1) объективность, когда оцен­ка соответствует знаниям, умениям и отношению школьников к учебе;

2) всесторонность оценки, когда учитываются знания, уме­ния и навыки учащихся, глубина, научность и осмысленность рас­крытия исторического содержания, образность и эмоциональность, культура речи;

3) гласность и ясность в выставлении оценки, когда до ученика доводится ее обоснованность, поддерживается мораль­ный тонус на достижение успеха, указываются пути преодоления недостатков в работе.

Третий этап подготовки к уроку - анализ качества и эффек­тивности работы на уроке в результате самоанализа и проверки знаний учащихся.

6. Корректирующая функция подводит итог урока: правильно ли отобран материал, интересны ли и содержательны факты, су­щественны ли проблемы; правильна ли дидактическая цель урока и насколько она достигнута; учел ли учитель особенности класса; тот ли выбрал тип урока, те ли учебные методы, приемы, формы обучения; интересны ли и доступны познавательные задания; что и почему усвоено слабо; как оценить уровень усвоения знаний.

Корректирующую функцию учитель осуществляет после каж­дого урока, выявляя свои удачи и промахи, намечая изменения своей последующей работы. В конспекте или плане урока учитель делает краткие записи: «усилить теоретическую часть урока», «снять излишние факты», «ввести для опроса таблицу». Эти заме­чания учитываются при подготовке к уроку в следующем учебном году. Реализация этой функции позволяет установить этапы про­верки знаний учащихся и сроки контроля, выяснить, сформиро­ваны ли запланированные качества.

Определение цели и задач урока. Как правило, опытный учитель определяет перспективные цели изучения разделов и тем при предварительном ознакомлении с тем или иным учебным курсом и составлении тематического планирования. Начинающему учителю мало выделить общие цели, их желательно конкретизировать при подготовке к конкретным урокам.

Цель урока в общенаучном понимании обозначает мысленное предвосхище­ние результата деятельности.

При определении целей исходим из общепризнанного представ­ления о ценностях (человеческое достоинство, равенство прав и возможностей, свобода, долг и др.), а также целей обучения ОБЖ. Цели могут быть глобальные, рассчитанные на длительный срок, среднего диапазона действия и короткие, более конкретные, на каждый урок.

Как отмечалось, функциональный анализ предполагает исходя из цели обучения выде­ление образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения.

Рассмотрим, что же при их определении обычно запи­сывают в конспект урока.

Образовательные задачи: какие важней­шие знания формируются, что самое главное из содержания уро­ка должен усвоить ученик; отмечаются также повторение, закреп­ление и углубление знаний.

Воспитательные: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доб­рота, честность, целеустремленность, открытость, трудолюбие); воспитание осуществляется как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а так­же общения учителя с учениками.

Развивающие: какие умения развиваются на основе оперирования материалом (научился со­ставлять план, в логической последовательности изучать матери­ал, формулировать вопросы и т.д.). К развивающим задачам отно­сятся предметные и общеучебные умения и навыки, а также раз­витие психики учащихся (интеллекта, воли, эмоций, познаватель­ных интересов).

Неправильное определение педагогических задач ведет к ошиб­кам на уроке.

Пути определения задач урока ОБЖ:

1. Планировать надо конкретные задачи, вытекающие из определенного содержания учебного материала темы (в ходе тематического плани­рования) и урока (в ходе поурочного планирования при подготовке к каждому уроку).

2. При планировании к задачам над подходить комплексно, рассматри­вать задачи образования, воспитания и развития учащихся в органи­ческом единстве и взаимных связях.

3. Планирование задач должно опираться на анализ основного, главно­го содержания темы урока (главных фактов и важнейших теоретиче­ских положений), внутрипредметных и межпредмет­ных связей.

4. В ходе анализа учебного материала решается вопрос, какой вклад в реализацию целей и задач обучения безопасности жизнедеятельности вносит данный урок.

Эффективность проведения урока зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уроке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения).

Выделяются четыре уровня организации и проведения урока ОБЖ.

На высшем уровне учитель способен проектировать и достигать результата обучения на уроке, учиты­вая возможные затруднения учащихся.

При высоком уровне учи­тель включает учеников в различные виды творческой работы соответственно выдвинутой гипотезе. На этих двух уровнях учи­тель способен уточнить причины получения того или иного ре­зультата, организовать рациональный режим работы на уроке.

При среднем уровне учитель ограничивается выявлением знаний и умений учащихся во время опроса.

На низшем уровне он придер­живается поурочного планирования, не задумываясь о путях до­стижения ожидаемого результата. На последних двух уровнях учи­тель лишь собирает информацию о знаниях учащихся и все уси­лия направляет на достижение дисциплины учеников на уроке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.