Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия. Формирования понятия






Понятие - форма мышления, отражающая объективно существенные признаки в вещах и явлениях, закрепляемая специальными терминами или условными обозначениями (математическими, химическими символами и пр.).

В современном образовательном процессе понятия являются как основа полагающие содержания науки, учебных дисциплин. Работа с понятийным аппаратом в процессе обучения, является важным этапом работы в процессе обучения. Понятия выступают инструментом познания.

1.3 Этапы формирования понятий

В опытном преподавании по курсу «Основ Безопасности Жизнедеятельности» были определены три основных этапа формирования общих понятий. При выделении этапов учитывалась степень раскрытия понятий, деятельность учителя и учащихся, а также уровень усвоения понятий последними.

Первый этап – система терминологической работы.

1)Ведение нового понятия. В ходе урока при разборе, какой либо темы, всегда начинается с главного понятия и для наглядности записывается оно на доске.

2) Указание слов, от которых оно происходит. Например, цунами (яп. 津 波 IPA: [t͡ sɯ nä ́ mí ])

3) Расшифровка каждого слова из разных частей. Например, цунами (яп. 津 波 IPA: [t͡ sɯ nä ́ mí ][2], где 津 — «порт, залив», 波 — «волна»)

4)Целостное определение понятий. Например, цунами (яп. 津 波 IPA: [t͡ sɯ nä ́ mí ][2], где 津 — «порт, залив», 波 — «волна») — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме.

Второй этап - расширение объема и углубление содержание понятий. Он характеризуется более широким и более сознательным, чем на первом этапе, применением понятий в сходных и новых ситуациях. Как правило, путь суждения идет от общего к частному, то есть преобладает дедукция.

Второй этап формирования понятий требует от учащихся овладением рядом приемов учебной работы со всеми источниками знаний и соответствующих им приемов умственной деятельности, а также обязательного включения в самостоятельную работу.

Третий этап приведения усвоенных понятий в определенную систему и обобщение знаний с целью усвоения закономерностей.

Установление новых отношений усвоенного понятия с различного рода понятиями позволяет увидеть его в новом аспекте, рассмотреть новые стороны, вскрыть закономерности размещения объектов, лучше усвоить их роль в формировании крупных природных и техногенных катастроф. А это, в свою очередь, способствует формированию диалектика - материалистического мировоззрения учащихся, учит видеть все явления во взаимосвязи, помогает также в борьбе с формализмом в знаниях.

1.1 Определение понятий

Понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов, называются родовыми или родами. Объем родового понятия включает объём нескольких понятий меньшей степени общности. Общий признак родового понятия называется родовым признаком. Родовой признак определяет существенно общее (тождественное) в содержании класса предметов, явление действительности.

Понятие меньшей степени общности, отражающие свойства отдельных предметов (явлений), входящих в объем родового понятия, называется видовыми или видами. Содержание видовых понятий отражает специфические, характерные свойства групп предметов: оно выражается в так называемых видовых признаках. Признак, по которому один вид отличается от других видов одного и того же рода, называется признаком видового отличия. Объемы видовых понятий полностью входят в объем родового понятия, является его частью.

Так, определение понятия термоядерное оружие будет сформулирована следующим образом: термоядерное оружие называется ип ядерного оружия (ближайший род), разрушительная сила которого основана на использовании энергии реакции ядерного синтеза лёгких элементов в более тяжёлые при которой выделяется колоссальное количество энергии (видовое отличие). Здесь на первом месте - определяемое понятие термоядерное оружие, а на втором подчиняющие (родовое) понятие ядерного оружия, на третьем видовое отличие разрушительная сила которого основана на использовании энергии реакции ядерного синтеза лёгких элементов в более тяжёлые).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.