Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отход и крутка






Все знают, что полетное движение это не только перемещение, но и, как правило, вращение тела. Более того, вращение — домини­рующая характеристика гимнастических движений. Оно состав­ляет обычно главную заботу гимнаста, особенно в полетных упраж­нениях.

Говоря о переходе в полет с перекладины, важно уточнить от ка­ких именно факторов зависит «крутка».

Один из этих факторов — накат. Так мы назовем условно то вра­щение, которое гимнаст уже имеет к моменту перехода в полет. При-


ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

рода этого вращения нами уже анализировалась, когда мы сравнива­ли различные виды больших оборотов и способы управления их ско­ростью (5, 8, 9). Заканчивая свое пребывание на опоре, гимнаст имеет какую-то скорость вращения, которая и сохранится в полете, если больше ничего не делать. Чистым и наглядным выражением этого типа вращения может быть любое вращение «самокрутом», о котором мы уже упоминали выше (см. рис. 15-а и текст кнему). Но ясно, что и при организованных, высокотехничных отходах накат должен иг­рать большую роль: чем мощнее разгон на опоре, тем сильнее — при прочих равных условиях — будет и вращение тела в полете — в том же направлении, что и на снаряде. И наоборот: спокойные махи в висе, медленные большие обороты и проч. никогда не дадут и достаточно активного вращения в полете.

Еще один фактор это — группировка-разгруппировка, то есть уп­равление скоростью вращения тела посредством изменения позы в полете. Напомним, что этот способ управления «круткой» (также, как и накат) предполагает сохранение ранее заданного направления вращения6.

Обратимся теперь к самому радикальному способу влияния на вращение тела гимнаста в полете. Это действия типа «отталкивания-притягивания», которые мы уже упомянули в предыдущем сюжете. Но обратимся к ним еще раз, имея в виду полетные движения на пе­рекладине и «крутку» в них.

Итак, к моменту перехода в полет (но еще сохраняя опору!) гим­наст имеет угловую скорость, полученную благодаря накату. Можно ли в этой фазе движения дополнительно повлиять на дальнейшее вращение тела?

Конечно, можно! И в очень значительных пределах: от тонкой корректировки с незначительными для глаза изменениями до пол­ной перестройки всей структуры вращения. Принцип необходимых для этого действий сводится, фактически, к отталкиванию руками от опоры с определенными действиями ногами, направленными по ходу движения всем телом или против него.

На рис. /^схематически показаны такие действия на примере аб­страктного маха из виса (хотя это может быть и любое другое рабочее положение).

Рассмотрим три принципиальных случая.

6 Строго говоря, не только направления, но и количества механического вра­щательного движения в принципе. См. на этот счет все о законе сохранения момента количества движения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.