Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. к «Истории Новой философии»






к «Истории Новой философии»

 

Новое время – культурно-историческая эпоха в истории Западной Европы, которая сменяет Возрождение и продолжается по настоящее время. Важнейшие особенности: в экономике – установление так называемого капиталистического способа производства (товарно-денежного, рыночного, основывающегося на частной собственности на средства производства); в политике – изобретение и внедрение современных форм правления (представительной демократии); в социальной – господство так называемых вещных отношений, когда общественно значимые взаимодействия между людьми осуществляются только через тот или иной род собственности; в культуре – господство эмансипированного (освобождённого) секуляризованного (выведенного из-под контроля религии, самодостаточного и самовластного) разума и, как следствие, культ науки, естественных прав и свобод человека, среди которых главные: неприкосновенность личности, священность собственности и свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

Буржуазно-демократическая революция – характерный для начального периода эпохи Нового времени способ социально-политических преобразований, когда устранение старого государственного аппарата, представляющего в основном экономические интересы родовой знати, осуществляется насильственным путём инициативой представителей так называемого третьего сословия и дествиями широких слоёв городских низов («народа»). В результате буржуазно-демократической революции устанавливается государственное устройство, не имеющее аналогов в истории как Европы, так и всего мира (т.е. во всех отношениях новое) – буржуазно-демократический режим, который в разной степени представляет интересы всех субъектов капиталистического производства и охраняет «ценности свободной личности».

Экспериментально-математическое естествознание – исторически новый тип знания, оформившийся к концу Возрождения и начинающий собою новою форму познания – науку, а вместе с тем и новую эпоху в истории европейской культуры и цивилизации. Специфика экспериментально-математического естествознания в том, что оно нацелено на познание природы в интересах подчинения её человеку для обеспечения основных условий его существования (питания, одежды, жилища). Для достижения именно такой цели создатели экспериментально-математического естествознания изобрели не применявшиеся ранее методы познания природы – эксперимент и математику.

Эмпиризм – течение новоевропейской философии, основоположником которого был выдающийся английский государственный деятель и мыслитель Френсис Бэкон (1564-1626). Он первый обосновал утилитарное познание природы как высшую ценность в обществе («важнейшее дело в Царстве человека»), для достижения которого доказал необходимость использовать эксперимент и новую индукцию. Источником утилитарного познания природы, доказывал Фр. Бэкон, могут быть только чувства (органы ощущений) и опыт (хорошо продуманный и специально организованный – эксперимент).

Субъект-объектная гносеология – изобретённая Фр. Бэконом гносеологическая оппозиция между познающим и познаваемым. Если предшествующая гносеология объясняла возможность познания онтологическим тождеством между познающим и познаваемым, то Фр. Бэкон выдвинул и всесторонне обсновал идею (мысль), что вещи сами по себе это одно, а формы восприятия этих вещей человеком это онтологически нечто совсем иное (и восприятие вещей органами ощущений – «великий обман чувств», и деятельность ума пленена «пустейшими идолами», большая часть которых не может быть устранена). Таким образом, именно Фр. Бэкон выработал понятия 1)познающей души до и без всяких восприятий внешних вещей и 2) «вещей самих по себе», таких, каковы они «сами по себе», до и без всякого познания. Это и есть гносеологические категории субъекта и объекта, но без использования самих этих терминов. Именно с этой разработанной Фр. Бэконом гносеологемы начинется история новоевропейской субъкт-объектной гносеологии, а вместе с тем и всякой субъект-объектной философии и, шире, субъект-объектного мировоззрения, которое составляет важнейшую особенность европейского менталитета.

Философема (гносеологема) – оригинальное интеллектуальное (теоретическое) построение, представляющее совершенно новый смысл, почему и не выражается ясной и чёткой терминологией, а или общеупотребимой лексикой или использованием слов в необычном значении. Иногда то же самое, что оригинальная и значимая в теоретическом отношении философская (гносеологическая) идея (т.е., мысль). Сам подобный смысл предоставляет возможность огромного количества теоретических следствий из него. Так что философема (гносеологема) может быть определена и как теоретическое ядро философского учения или теории.

 

Картезианство – комплекс идей, выдвинутых и теоретически разработанных французским философом Ренэ Декартом (1596-1649), а также и восприятие и развитие этих идей его последователями.

Cogito ergo sum ( лат. ) – мыслю, следовательно, существую. Основоположение метафизики, которую разработал Декарт. Оно стало первоначальным положением, относительно которого Декарт посредством специальной процедуры «радикального сомнения» установил, что оно не может дать никакого повода к сомнению, а потому является абсолютно истинным. Обоснование cogito ergo sum вместе с самой этой формулой представляет пример типичной философемы самосознания (формулой «мыслю, следовательно, существую» Декарт обнаружил категорию, или вид, бытия, которая до него в философии не выявлялась и специально не рассматривалась, и сделал её специальным предметом и даже условием нового философствования).

Рационализм – направление новоевропейской философии, начало которому положил Декарт. Он разработал гносеологию на основе той руководящей мысли, что истинное знание никак не может быть получено из ощущений (опыта, внешнего источника), а только из самого ума. Хотя рационализм обнаруживается прежде всего как гносеология, но на её основе разрабатывается и очень специфическая философия в целом, которая руководствуется, например, положением, чтот никакая философия, а вместе с ней и все науки, не могут разрабатываться без метафизики. Поэтому рационализм (как и эмпиризм) оказывается не только направлением в гносеологии, но и новоевропейской философии в целом.

Дуализм – в новоевропейской философии онтологическая позиция, разработанная Декартом, суть которой в том, что для объяснения происхождения сотворённых вещей (всего, что существует, кроме Бога) надо допустить наличие двух субстанций: мышления (духа) и протяжения (материи). Причём между ними не может быть ни одного общего элемента и потому никакого взаимодействия. Мышление (дух), считает Декарт, является основой человеческих душ, а протяжение (материя) – всех тел, включая человеческое.

Психофизическая проблема – вытекающая из дуализма Декарта проблема связи души и тела человека. Эмпирически (в личном опыте каждого человека) взаимодействие души и тела дано со всей определённостью, а, согласно дуалистической теории, его не должно быть. Теоретически эту проблему Декарт не решил (возможно, просто не успел из-за внезапной смерти), а под влиянием эмпирических обстоятельств высказывал мысль, что, возможно, связь души и тела человека осуществляется в гипоталамусе.

 

Гоббизм – учение, разработанное великим английским философом Томасом Гоббсом (1588-1679), а также умонастроение, возникающее в связи с принятием этого учения или его отдельных основополагающих идей.

 

Сенсуализм – гносеологическое учение, которое выводит всё познание человека из деятельности его органов ощущений, или чувств (лат.sensus). В новоевропейской философии Т. Гоббс разработал первую теоретически очень искусную и предельно последовательную материалистическую концепцию сенсуализма.

 

Номинализм – общее определение см. в глоссарии по средневековой философии. В системе Т. Гоббса очень эффективное теоретическое средство обоснования материалистического монизма.

 

Imago – образ (лат.). Важнейшая категория гносеологии Т. Гоббса, представляет феномен, составляющий основу того, что обычно называли дух (душа, или ум). В действительности, образ представляет собой eidola (идол), нечто на самом деле (до и без контакта человека с другими телами) не существующее и возникающее как кажимость при взаимодествии тела человека и других тел.

Естественное состояние – категория социальной философии Т. Гоббса. Представляет гипотетически, что в самом начале человеческой истории люди жили не в обществе, а в одиночку или небольшими группами, спорадически возникающими и снова распадающимися.

 

Война всех против всех – особенность «естественного состояния», состоящая в том, что люди, исчерпав жизненные ресурсы, вынуждены были вступить друг с другом в борьбу на смерть за источники существования.

 

Общественный договор – вынужденный страхом смерти договор людей эпохи «естественного состояния» об отказе каждым от своего суверенитета и передаче его специально выдвинутым лицам (или одному лицу), которые устанавливают правила совместной жизни людей. Так Т. Гоббс объясняет возникновение общества и государства.

 

 


*В дальнейшем: Соколов В.В. …

*В дальнейшем: Коплстон Ф.И. …

 

*В дальнейшем: Антология….






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.