Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. (к истории философии Средних Веков и Возрождения)






(к истории философии Средних Веков и Возрождения)

Поздняя античность – заключительный этап эпохи античности (7 в.до н.э. – 6 в. н.э.), который продолжали со 2 по 6 вв. новой эры. В результате прекращает существование Западная Римская империя и появляются первые раннесредневековые государства и признаки средневековой культуры.

 

Средние века – эпоха в истории культуры и цивилизации Европы между Античностью и Возрождением. Продолжается с 6 по 14вв. Основные особенности: в экономике – основное средство производства – земля, основная форма собственности – крупное землевладение (феод); на начальных этапах натуральное хозяйство; в сфере социальной – господство отношений личной зависимости в системе феодальной иерархии (вассалитет); в политической – возникновение и развитие монархии; в культурной – господство христианской религии.

 

Апологетика – время деятельности христианских авторов, которые ставили себе цель защиты христиан и христианства от жесточайших преследований со стороны властей Римской империи (2 – 3 вв. н.э.). Делится на грекоязычную и латиноязычную. Первые апологеты Марциан Аристид и Конрад (конец 1 – нач. 2 в н. э.). Первый крупный апологет – св. Иустин Философ и мученик (2 в). Крупнейшие апологеты 3 века св. Ириней Лионский (грекоязычный) и Квинт Септимий Тертуллиан (латиноязычный). В светских исследованиях истории средневековой философии апологетику называют первым этапом формирования средневековой философии.

 

Патристика – период в истории христианства (3 – 6 вв), который связывается с деятельностью так называемых Отцов Церкви – крупных деятелей Церкви и выдающихся Учителей, которые выработали не только догматику христианства, организационно обеспечили единство христианской Церкви, но и разработали универсальное мировоззрение с точки зрения христианского вероучения.

 

В светских исследованиях приводятся имена семи Отцов Церкви: четыре восточных (Григорий Богослов, Василий Великий) и три западных.

Некоторые исследователи полагают возможным считать патристику вторым этапом формирования западноевропейской средневековой философии.

 

Схоластика (shole) –школьная философия. Течение средневековой философии, представители которого по вопросу о соотношении веры и разума, философии и религии обосновывали точку зрения, что разум полезен для веры или даже есть условие веры, буквально производит её (Эриугена). В связи с тем, что средневековя философия сразу возникает как схоластика (основоположника средневековой философии Северина Боэция (480 – 526) называют последним римским философом и первым схоластом), и вплоть до 9 в. нет явных признаков её деления на какие – либо течения, и в связи с тем, что после выделения в ней в 9-10 вв. явных различий между схоластикой и мистикой схоластика остаётся господствующим течением, очень часто всю средневековую философию называют схоластикой. Во многом это верно. Но в течение 9-го в. в оппозицию схоластике формируется мистика.

Мистика – течение средневековой философии, представители которого по вопросу о соотношении веры и разума, философии и религии выработали и различными способами обосновывали точку зрения, что разум ниже веры и не может ей ни в чём помочь, и поэтому философия не только не может помогать религии, но даже может и навредить ей.

 

Реализм – течение внутри западноевропейской средневековой схоластики, представители которого по вопросу о природе универсалий (категорий, понятий или, попросту, общего) разработали учение о том, что универсалии существуют реально, в качестве идеальных сущностей (причин) индивидуальных вещей и так или иначе производят их к существованию.

 

Номинализм – противоположное реализму течение схоластики, представители которого по вопросу о природе универсалий (или общего) выработали учение о том, что универсалии (общее) до и независимо от индивидуальных вещей не могут существовать вообще. А то, что философы привыкли называть универсалией, в действительности представляет собою только имя (nomine) ряда одинаковых индивидов.

Теория «двух истин» – учение о соотношении религии и философии, которое в определённой (четкой и ясной) форме выработал выдающийся западноевропейский средневековый мыслитель Сигер Брабантский. Основная идея этого учения в том, религия и философия – два разных вида знания. Они отличаются по тому, что постигают: религия – знание о Боге, а философия – о сотворённом Им мире; по источнику знания (как постигают): религия получает знание через Откровение Самого Бога, а философия при помощи естественного человеческого разума; и по назначению знания (для чего постигают): религия нужна, чтобы указывать человеку путь ко спасению к жизни вечной в соединении с Богом, а философия даёт возможность увидеть красоту и величие мира – творения Бога – и благодаря этому постичь силу и всесовершенство Творца. Но раз религия и философия столь различны, то они не должны вмешиваться в дела друг друга, иначе это будет приводить к столкновению несовместимого…

 

Пантеизм – религиозно-философское учение, которое на почве христианства впервые разработал западноевропейский средневековый мыслитель Давид Динанский. Он тщательно обосновал формулу, что «Бог есть разум всех душ и субстанция всех тел», онтологический смысл которой в том, что все сотворённые вещи Бог создал непосредственного из Самого Себя. И таким образом всё существующее есть Сам Бог, что и составляет значение слова «пантеизм».

 

Аввероизм – восторженная приверженность многих средневековых западноевропейских философов 12в. знаменитому арабомусульманскому мыслителю Ибн-Рушду (Аввероэсу), который был блестящим знатоком и выдающимся комментатором сочинений Аристотеля. Благодря страстному увлечению Ибн-Рушдом западноевропейские средневековые мыслители познакомились почти со всеми сочинениями Аристотеля, да ещё снабжёнными великолепными комментариями Ибн-Рушда. С этого времени в Средние Века в Западной Европе Аристотеля стали называть просто Философ, а Ибн-Рушда – Великий Комментатор.

 

Возрождение – культурно-историческая эпохав Западной Европе, сменившая культуру Средневековья.Стала непосредственной основой и подготовкой культуры Нового времени. Хронологические рамки – конец 13-го – начало 17-го вв. Возникает и интенсивно развивается в итальянских приморских городах-коммунах (Венеция, Флоренция, Генуя), а к началу 15в. распростарняется практически по всей Западной Европе. Основные особенности: секулярность – освобождение культуры от непосредственного авторитета церкви и христианской догматики; гуманизм – культивирование всевозможными способами (для чего создаются часто совершенно новые отрасли культуры – живопись, музыка, театр …) не только права, но и обязанности человека на достойную жизнь на земле; религиозная свобода – утверждение права человека на личное, без посредника (церкви) общение с Богом.

 

Гуманизм – во многих исследованиях, как зарубежных, так и в особенности отечественных определяется как особенность культуры западноевропейского Возрождения, состоящая в том, что эта культура превозносит человека в качестве высшей ценности, в связи с чем и культивирует человечность (любовь к человеку, заботу о нём – что и составляет смысл слова «гуманизм») в качестве обязательной нормы. Данное понимение гуманизма неплохо коррелируется со многими фактами, представляющими культуру Возрождения, но оно не вполне соотвествует современному состоянию культурологической теории. Согласно самому общему представлению о сущности культуры она есть способ существования человека и потому не может быть античеловечной. Однако не только разные культуры, но и одна и та же культура на разных этапах её развития выдвигает разные ценности для человека, что и отличает человечность одной культуры от человечности другой. Поэтому теоретически более корректно говорить о гуманизме античном, средневековом, возрожденческом и т.п. Суть возрожденческого гуманизма в том, что к ценности Царства Небесного, культивируемой в Средние века, он добавляет ценность земной жизни человека и выдвигает установку – право и обязанность для человека добиваться счастья и блаженства здесь, на земле…

Утопизм – течение западноевропейской мысли, возникшее в эпоху Возрождения и представляющее собой умственное (теоретическое) моделирование такого общества, которое обеспечивает достойную, обеспеченную и благую (душевно благоустроенную) жизнь каждому человеку.Основоположники: Томазо Кампанелла и Томас Мор.

Реформация – сугубо западноевропейское явление эпохи Возрождения, возникает в 15в. и представляет собой совокупность усилий реформировать догматику и церковную организацию католицизма. Реформация удалась, и в её результате от католической церкви отделилась протестантская.

Протестантизм – в начале (15в.) религиозное движение, в ходе которого была осуществлена Реформация ( католицизма ), а затем и по настоящее время западноевропейская христианская конфессия, основополагающая идея которой в том, что церковь как организация не является необходимым посредником между человеком и Словом Божиим (Священным Писанием). Каждый человек, опираясь на собственный разум, в состоянии сам понять и наставиться Словом Божиим. Уже в самом начале протестантизм в зависимости от своих идеологов и вождей разделился на лютерантство (последователи Лютера в Германии) и кальвинизм (последователи Кальвина в Швейцарии). Затем в Англии оформилась независимая от Рима церковь протестантского свойства – англиканство.

Экспериментально – математическое естествознание – исторически новая форма знания, не имеющая аналогов ни в предшествующей истории Западной Европы и нигде в мире. Возникает в конце 16 – начале 17вв. как завершение возрожденческой культуры и философии и начало новоевропейской истории. Основоположник – Галилео Галилей. В своих трудах он достаточно явно разработал следующие идеи: 1) познание человека должно быть напралено на природу с целью подчинить её земным интересам человека; 2) для этого познание должно быть точным, и поэтому в изучении природы надо использовать математику, а не силлогистику (логику Аристотеля); 3)для изучения природы наблюдения необходимы, но их недостаточно, так как природа тщательно скрывает свои тайны от человека. Чтобы их открыть, природу надо пытать – ставить эксперименты. Эти идеи и составляют основу идеологии экспериментально-математического естествознания, которое во многом определило не только судьбу Западной Европы, но и всего современного мира.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.