Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смертна или бессмертна душа






Платон говорит о бессмертии индивидуальной души. Демокрит это бессмертие отрицает.

Демокрит: Не из страха, но из чувства долга надо воздерживаться от проступков.

Доказательства бессмертия души Платоном представляются неубедительными. Например, вот одно из них. Платон утверждает, что душа до вселения ее в конкретное тело уже находилась в заоблачной дали и созерцала там идеи, а при вселении в новое тело она их «забыла». Но можно заставить душу «вспомнить» эти идеи путем четко поставленных вопросов к ней. Платон описывает этот способ в диалоге «Менон», пытаясь доказать своему собеседнику Менону то, что знание есть припоминание, привлекая для этой цели мальчика-раба. Раб, до этого не знавший способа решения задачи, нашел его в ходе беседы с Сократом.

Сократ впервые в истории западной мысли выявил диалогическую природу человеческого мышления и показал роль диалога в решении мыслительных задач!

Проблема познания: чувственное предшествует рациональному или наоборот

Возникновение ощущений в органах чувств Демокрит объяснял истечением тонких пленок от предметов («образов»). Эти пленки-образы отпечатываются в воздухе между глазом и предметом, затем этот воздух, изменившийся по цвету, отражается во влажной части глаза благодаря особым встречным истечениям из глаза. Сновидения тогда – попадание в душу таких образов, когда человек спит.

Согласно Демокриту, есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – посредством мысли.

Демокрит: Есть два вида мысли: одна – законнорожденная, другая – незаконнорожденная. К незаконнорожденной относится все следующее: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Другая же законнорожденная. К ней относится скрытое [от наших чувств]. Когда незаконнорожденная мысль уже не может больше ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни чувствовать вкус, ни познавать осязанием, тогда приходит на помощь законнорожденная мысль.

Демокрит не сводит мышление к ощущению, мышление – более «тонкое» познание невидимых для глаза вещей. Демокрит делает довольно примитивные попытки объяснить мышление с помощью распределения атомов: мышление имеет место, когда душа смешана в надлежащей пропорции. Эти рассуждения не могут объяснить существования в человеческом сознании общих категорий.

Идеалистом Платоном была предпринята попытка объяснения именно общих категорий человеческого сознания. Идея по Платону – общее, которое представляет собой закон для соответствующего единичного. Наличие объективно существующих идей, сопричастных индивидуальным вещам, приводит к тому, что душа, столкнувшись с ними, «узнает» общее в вещах, не выводимое из чувств.

По Платону, рациональное познание предшествует чувственному. Так, чтобы понять, что данные предметы равны, нужно уже до всякого чувственного опыта знать, что такое идея «равенства», а идея эта содержится в душе уже при рождении.

Проблема соотношения чувственного и рационального в истории психологии так и будет разрабатываться по этим двум противоположным линиям: материалисты будут стремиться вывести рациональное познание из чувственного, идеалисты – наоборот.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.