Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клинико-психологические проблемы стресса






Понятие стресса и его особенности. Стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека. В переводе с английского, стресс обозначает напряжение. Таким образом, на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. Стресс имеет три стадии развития:

Стадия возбуждения – данная стадия характеризуется активной выработкой и поступлением в кровь большого количества адреналина, заставляющего стимулировать работоспособность всего организма. Данный этап характеризуется учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, учащением дыхания, повышением уровня сахара в крови. В таком состоянии человек способен совершать вещи и действия, непостижимые для него в нормальном стабильном состоянии повседневной жизнедеятельности;

Стадия напряжения – данная стадия характеризуется проявлением повышенной активности. Продолжительность данного этапа напрямую зависит от силы и продолжительности самого стрессового состояния. Проблема стресса в психологии может проявиться при продолжительном стрессе, поскольку довольно продолжительный срок (месяц, год) может вызвать различные заболевания, постепенно разрушая здоровье;

Стадия истощения - после сильного всплеска эмоций, волнения и получения максимальной физической нагрузки наступает усталость. Поскольку на предыдущей стадии напряжения было затрачено слишком много энергии, то на стадии истощения наступает полнейшее истощение организма, сопровождающееся вялостью и усталостью.

Особенностями проявления стресса могут стать:
Нарушение психомоторики
– дрожание рук, дрожание голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции;

Нарушение режима дня – сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса;

Профессиональные нарушения – увеличение количества ошибок на работе, низкая продуктивность рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий;

Нарушение социально-ролевых функций – снижение сензитивности, увеличение конфликтности, проявление антисоциального поведения, нарушение сна, нехватка времени, повышенная утомляемость, спешка, проблемы при общении.

Основные виды и проблемы стресса в психологии. Проблема стресса зависит от причин напряжения, как внешних, так и внутренних. Проблема стресса в психологии может быть выражена одним из способов:

Поведенческие;

Эмоциональные;

Интеллектуальные;

Физиологические.

Поведенческая эмоциональная напряженность имеет три формы:
Импульсивная форма – проявляется повышенным возбуждением и снижением активности, суетливостью, допущением ошибок при совершении каких-либо действий;

Тормозная форма – характеризуется заторможенностью при значительном снижении ресурсов нервной системы;

Генерализованная форма – данная форма характеризуется паническими действиями, непредсказуемостью, беспорядочным поведением и совершением поступков вопреки здравому смыслу.

Проблема стресса состоит в особенностях его проявления и возникающий изменений. Наиболее часто стрессу подвергаются интеллектуальные стороны деятельности, такие как память и внимание. Нарушение данных показателей происходит за счет формирования стрессорной доминанты в коре полушарий мозга, в результате чего внимание затрудняется и проявляется повышенная отвлекаемость. Немного меньше страдают функции памяти. Физиологические проявления стресса затрагивают все органы и системы человека. Зачастую страдают сердечно-сосудистая, пищеварительная и дыхательная системы. При проявлении стресса наблюдаются: повышение артериального давления, частоты пульса, нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта. Эмоциональная напряженность проявляется в учащении пульса и нарушении его ритмичности, обильном потоотделении, изменении размера зрачка и т.д.
Проявление стрессовых ситуаций может негативно сказаться на функционировании всех органов и систем, отражаясь комплексными биохимическими и физиологическими нарушениями, такими как повышенная утомляемость, снижение иммунитета, изменение массы тела, частые проявления недомогания. Человек в этот период может ощущать затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и т.д. Эмоциональные проявления стрессового напряжения особо опасны, поскольку затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон, придавая пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний.

Проблема стресса может иметь субъективные и объективные причины: Субъективными причинами развития стрессовых ситуаций могут быть:

  • Несоответствие ожидаемых и реальных событий;
  • Стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным;
  • Стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;
  • Несоответствие виртуального (вымышленного) и реального миров;
  • Стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);
  • Невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);
  • Неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требование и т.д.);
  • Неадекватная реализация условных сигналов.
  • Объективными причинами развития стрессовых ситуаций могут быть:
  • Условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.);
  • Взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);
  • Экономические факторы;
  • Политические факторы;
  • Чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.