Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы психотерапии и психокоррекции






Психокоррекция и психотерапия являются видами психологической помощи, которые предусматривают активное целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровень функционирования человека.

Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений. Психокоррекция также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования клиента на те или иные раздражители, формирование навыков, которые делают его поведение более гибкой, повышают адаптивные возможности его личности.

Психокоррекция характеризуется следующими признаками:

— Дискретность (означает влияние психолога на относительно независимые конкретные составляющие внутреннего мира человека);

— Ориентация на возрастные нормы (т.е. ориентация на определенный контингент коррекционного воздействия — дети, подростки и т.д., или на использование соответствующих методик).

Задача психокоррекции формулируется зависимости от адресата (ребенок с аномальным развитием или личность, которая имеет отклонения и трудности в пределах психологической нормы), а также содержания коррекционной работы (коррекция умственного или эмоционального развития, коррекция и профилактика невротических состояний и неврозов).

Психокоррекции подлежат следующие недостатки характера: повышенная возбудимость, гневливость, конфликтность, повышенная импульсивность, пессимизм, легкомыслие, упрямство, безразличие, неопрятность, чрезмерное стремление к наслаждению, гипертрофированная активность или пассивность, замкнутость, болезненная застенчивость, склонность к воровству, негативизм, склонность блуждать, лживость и т..

Эти недостатки могут быть дискретными и касаться только определенных аспектов эмоционально-волевой сферы или иметь тотальный характер и быть связанными с акцентуация характера, ведущими переживаниями, системой отношений и ценностных ориентаций.

 

Психологическая помощь, включает в себя следующие основные направления: психодиагностику, психокоррекцию, психологическое консультирование, профориентацию и психотерапию. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации, состояния здоровья и т.д. такую помощь может оказать психолог или психотерапевт

психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний; психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

  1. Психокоррекция всегда ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы адаптации и т.д., а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь, либо ставящих перед собой цель развития личности.
  2. Коррекция ориентирована на здоровые стороны личности.
  3. В психокоррекции чаще всего ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
  4. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности.

основные виды психокоррекции. Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по ряду параметров.

По характеру направленности выделяют коррекцию: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная коррекция – направлена на источники отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

По содержанию различают коррекцию: познавательной сферы, личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, межличностных отношений, внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных), детско-родительских отношений.

По форме работы с клиентом различают коррекцию: индивидуальную и групповую. Групповая, в свою очередь, подразделяется на коррекцию в закрытой естественной группе (семья, класс, коллектив сотрудников и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).

По наличию программ: программированную и импровизированную. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недириктивную.
По продолжительности: сверхкороткую (от нескольких минут до нескольких часов), короткую (от нескольких часов до нескольких дней), длительную (от одного до трех месяцев) и сверхдлительную (в исключительных случаях, продолжается до шести месяцев).
Рассмотрим основные цели и задачи психокоррекционной работы. Итак, психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
Диагностический блок – основные цели – диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

  1. Установочный блок – основные цели – пробуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в собственных силах, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
  2. Коррекционный блок – основные цели – гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
  3. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий – основные цели – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

67. Теории девиантного поведения. Поскольку девиация- процесс, обусловленный соц факторами, важно установить соц-ую детерминацию отклоняющегося поведения. Сущ-ет целый ряд теорий, объясняющих девиацию различными причинами – физиолог-ми, психологич-ми, социокультурными, соц-но-экономическими. Биологические теории (теории физических типов). Некоторые из первых попыток объяснения девиантного поведения (конец 19- начало 20в.) были по своему х-ру преимущественно биологич-ми. Причину склонности к различным девиациям видели во врожденных св-вах ч-ка. Т.е. основная предпосылка всех теорий физических типов-в том, что определенные физич-е черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея очень стара. Последователи теорий физических типов: Ч. Ломброзо, У. Шелдон. Созданная итальянским психиатром Ч. Ломброзо в 1870-х гг. теория объясняла причины девиации, главным образом преступности, определенными анатомическими признаками. Изучив внешность и физич х-ки преступников, Ч.Ломброзо сделал вывод, что для «криминального типа личности» характерны выступающая нижняя челюсть и пониженная чувствительность к боли, что яв-ся признаками деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Ломброзо признавал, что соц-ые условия могут влиять на разв-е криминального поведения, но считал большинство преступников умственно отсталыми. Именно потому что они не достигли полного разв-я как человеческие существа, их действия обычно не соответствуют установлениям человеческого об-ва. Концепция Америк. психолога и врача Шелдона: люди с определенной физической конституцией склонны совершать соц-ые отклонения, осуждаемые об-вом. Шелдон выделил 3 основных физических типа людей: эндоморфный (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (худоба) и утверждал, что наиболее склонными к девиации яв-ся мезоморфы - индивиды, отличающиеся физической силой, повышенной активностью и пониженной чувствительностью. Практика доказала несостоятельность теорий физических типов. Психологические теории ищут объяснение отклонений поведения в индивидууме, а не в об-ве. В основе психологич-их теорий отклоняющегося поведения лежит изуч-е конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное -это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ. Бессознательное -биологическая сущность ч-ка, не изведавшего влияния культуры. Ч-к способен защититься от собственного природного " беззаконного" состояния путем формир-я собственного " Я", а также так называемого «Сверх-Я", определяемого культурой об-ва. Человеческое " Я" и «Сверх-Я" постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между " Я" и бессознательным, а также между «Сверх-Я" и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных соц-ым окружением индивида. Определение и ДS-ка возможных нарушений в структуре человеческого " Я" и возможных соц-ых отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологич-ми п-тями и запретами культуры, далеко не каждый ч-к становится девиантом. Некоторые ученые данного направления предположили, что у небольшого числа людей развивается аморальный (психопатический) тип личности. Такие личности замкнуты в себе, лишенны эмоций личности, действующие импульсивно и редко испытывающие чувство вины. Таким обр, с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного действия мн факторов (психологич-х, культурных, соц-ых). Социологические теории девиантного поведения. Э.Дюркгейм сформулировал концепцию аномии, т.е. массового отклонения от существующих в об-ве норм (состояние отсутствия норм) как главной причины девиации. Аномия - общественное состояние, х-ся разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего об-ва, его соц-ых институтов, противоречием м/у провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. При этом Дюркгейм вовсе считал, что об-во обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия по Дюркгейму- состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них об-во, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся- еще нечетко сформулированы, чтобы служить значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания кол-ва случаев девиации. Девиантное поведение, по мнению Э.Дюркгейма, необходимо для об-ва, поскольку выполняет в нем 2 важные ф-и: 1)адаптивная ф-я: вводя в об-во новые идеи и проблемы, девиантность выступает как фактор обновления и осуществления изменений. 2) девиантность способствует сохранению границы м/у «хорошим» и «плохим» поведением в об-ве: отклоняющееся поведение может вызвать такую коллективную реакцию, которая укрепит групповую солидарность и прояснит соц нормы. Идея аномии об-ва получила дальнейшее разв-е в работах амер социологов Т.Парсонса и Р.Мертона. По мнениюТ. Парсонса, аномия - состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, х-щемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционир-я соц систем. Обычной реакцией на это состояние яв-ся ненадежность поведения. Согласно этому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в об-ве. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, гос-вом и др институтами об-ва. Состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению. Р.Мертон модифицировал понятие аномии, отнеся его к напряженности, возникающей в поведении ч-ка, оказавшегося в ситуации, когда общепринятые нормы вступают в конфликт с соц-ной реальностью. Р.Мертон считал, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии м/у культурными целями и легальными (институциональными ср-вами), с помощью которых эти цели осущ-ся. Неравенство, существующее в об-ве, служит тем толчком, который заставляет члена об-ва искать нелегальные ср-ва и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Таким обр, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность. Мертон выделил 5 реакций на дилемму цели - ср-ва, 4 из которых предст соб девиантные адаптации к условиям аномии: 1)конформизм-пассивное приспособление к существующему порядку вещей. 2)Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные об-вом ср-ва их достижения. 3)Ритуализм имеет место, когда члены об-ва отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные об-вом ср-ва для достижения таких целей. 4)Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные ср-ва их достижения, ничего не предлагая взамен. 5)Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели об-ва и ср-ва их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим соц-ым окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, напр радикальные общественные движения. Теория аномии Р. Мертона акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, посредством которых об-во инициирует девиантное поведение. С помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности, корпоративных преступлений, преступлений представителей я властных структур и тех, кто стремится к власти. Основные причины, вызывающие поведение, отклоняющееся от существующих в об-ве соц норм: 1) разрыв м/у ценностями культуры и существующей в об-ве соц-ной структурой; 2) углубляющееся противоречие м/у доминирующей в об-ве культурой и разнообразными делинквентными субкультурами - субкультурой преступных групп, субкультурой групп; 3) широко распространенный в трансформирующемся об-ве переходного типа разрыв м/у социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному ур-ню индивидов, к различным видам девиантного поведения; 4) отчуждение личности от ценностно-нормативной системы регуляции, существующей в об-ве, когда официально признаваемые цели и ценности становятся недоступными тем людям, которые хотели бы достичь их законными, во всяком случае, одобряемыми об-вом путями и ср-вами; 5) утрата личностью морально-ценностных ориентиров, когда исчезает деление на моральное и аморальное, социально одобряемое и социальнонедопустимое, добро и зло, дозволенное и недозволенное. В таком случае наступает нравственный кризис, и личность становится жертвой вседозволенности; 6) встречающееся в реальной жизни, особенно когда рушатся идеалы и ценностные ориентиры, ощущение индивидом бессмысленности своей жизни, приводящее к самоубийству; 7) аномия - нарушение моральных предписаний, правовых норм, законов, превращающееся в кризисных условиях развития об-ва из индивидуальных в массовые формы поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.