Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие соц-но-психологической адаптации, механизмы психологической защиты. 6 страница




 

55. Иерархическая организация потребностей и самоактуализации личности. А.Маслоу исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие-либо п-ти, которые побуждают их к действию. Люди -нуждающиеся существа, п-ти которых никогда не м.б. удовлетворены.Состояние частичного или полного неудовлетвор-я п-тей побуждает ч-ка к действию.Сущ-ет иерархия п-тей, в которой основные п-ти более низкого ур-ня находятся на нижних ступенях, а п-ти более высокого ур-ня на самом верху. Обычно ч-к испытывает сразу несколько взаимодействующих п-тей, сильнейшая из которых и определяет его поведение. Маслоу выделяет 5групп п-тей ч-ка: физиологические (п-ти в еде, сне, одежде, жилье, сексе). Их удовлетвор-е жизненно необходимо. П-ти в безопасности -физическая (охрана здоровья, безопасное рабочее место), и экономич-ая безоп-ть (денежный доход, социальное страхование). Эти п-ти актуализируются только, когда удовлетворены физиологич-е п-ти. Они отражают желание сохранить уже достигнутое положение, в т.ч. ур-нь зарплаты и различные льготы. Социальные п-ти - ориентированы на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принятие, принадлежность к группе. Мотивированный социальными п-тями ч-к рассм-ет свой труд как частичку деят-ти всего коллектива. П-ти в уважении - самоуважение, уважении со стороны других, в т.ч. п-ти в престиже, авторитете, власти, карьере. Самоуважение формир-ся при достижении цели и связано с наличием самостоятельности и независимости. П-ти в уважении со стороны других ориентирует ч-ка на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы, внешними проявлениями которых м.б. выражение признания, похвала, почетные звания. П-ти в самореализации – п-ти в творчестве, осуществление собственных замыслов, реализация индивидуальных способ-тей. Эти п-ти более индивидуальны, чем др. Маслоу разделил п-ти в своей иерархии на 2 большие категории. Дефицитные п-ти охватывают п-ти на низших ур-нях. П-ти роста и разв-я суть п-ти в уважении и самореализации. Дефицитные п-ти удовлетв-ся за счет факторов, так или иначе внешних по отнош-ю к личности, а к ним относ, напр, пища, здоровая окр среда, друзья и любимые люди, тогда как п-ти роста присуща личности, ее внутренним х-кам.Методы удовлетвор-я п-тей роста и разв-я: п-ть в уважении-постоянное увеличение содержательности работ сотрудников; эффективная обратная связь с результатами работ и реакцией руководителя; высокая оценка и поощрение достигнутых результатов; привлечение подчиненных к формулированию целей и разработке решений; делегирование подчиненным достаточных прав и полномочий; продвижение подчиненных по служебной лестнице; обеспечение или поддержка обучения и переподготовки подчиненных, которые повышают ур-нь их компетентности, предоставление возможности реализовать личностные и профессионал потенциал; поручение подчиненным сложных и важных заданий, требующих полной отдачи; поощрение и разв-е творческих способ-тей подчиненных.П-ть в самовыражении- методика использ-я модели на практике: при использовании модели необходимо тщательно наблюдать за работниками и стараться определить их активные п-ти; развивать систему мотивации в соответствии с изменениями п-тей; создавать ситуации, в ходе которых работник удовлетв-ет свои п-ти во благо целей организации, основная задача – определить психологич портрет работника, имеющего одну активированную п-ть, и поместить его на должность, где она будет удовлетворена с пользой для организации. Недостатки теоретической модели: для того чтобы более высокий ур-нь п-тей начал влиять на поведение ч-ка, не обязательно полное удовлетв-е п-тей низшего ур-ня, т.к. поведение ч-ка стимулируется не одной активной п-тью. Не вскрывается механизм перехода п-тей с одного ур-ня на другой. Не понятен процесс воспроизводства п-тей со временем. Сложен механизм выявления актуальных п-тей.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.