Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность организации






Конкурентное преимущество организации - это активы и характеристики фирмы (оборудование, торговая марка, права собственности на сырье, гибкость, адаптивность, квалификация персонала и пр.), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Фирмы конкурируют, используя ценовую политику, варьируя качество товаров, а также выбирая собственную рыночную нишу и обеспечивая в ее рамках монопольное положение. Иногда выбор рыночной ниши обусловлен тем, что коммерческая фирма имеет технологические или технические преимущества, постоянно обновляя их за счет плотного потока нововведений. Конкурентные преимущества часто кроются в удачной интеграции производства или же, наоборот, в специализации фирмы.[7]

Виды конкурентных преимуществ по факторам превосходства:

1) Внешние конкурентные преимущества (преимущества компании перед конкурентами, которые основаны на отличительных качествах товаров, образующих ценность для покупателя);

2) Внутренние конкурентные преимущества (преимущества компании перед конкурентами, которые базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства и управления, создающим ценность для производителя).

Внешняя среда это все условия и факторы, которые возникают в окружающей среде и не зависят от деятельности конкретной фирмы, но которые могут оказывать влияние на её деятельность. Анализируя внешнюю среду предприятие получает возможность контролироля над внешними по отношению к организации факторами, с целью определения потенциальных угроз. Благодаря анализу внешних факторов организация получает время для того чтобы: во-первых, спрогнозировать возможности, составить план на случай непредвиденных обстоятельств, разработать систему раннего предупреждения на случай возможных угроз и стратегий, способных трансформировать угрозы в выгодные возможности. Существует ряд угроз и возможностей, встречающихся в деятельности предприятия, которые можно объединить в семь групп. Рассмотрим их более подробно.

Во-первых, экономические факторы. Компоненты данного фактора позволяют понять порядок формирования и распределения ресурсов. При этом анализируются такие элементы как величина ВНТ, уровень безработицы, темп инфляции и др. Любой из перечисленных элементов может представлять или угрозу или новую возможность для предприятия. Причем, что для одного предприятия представляется экономической угрозой, для другого воспринимается как возможность.

Во-вторых, политические факторы. Изучение данного фактора позволяет получить сведения о том каковы намерения органов государственной власти в вопросах дальнейшего развития общества, в том числе какие средства оно намерено в процессе реализации своей политики. При этом изучаются программы различных партий, отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д.

В-третьих, рыночные факторы. Благодаря рыночным факторам предприятия имеют возможность уточнить свои стратегии и укрепить позиции отношению к конкурентам. Изменчивая рыночная внешняя среда причина постоянного беспокойства для участников рынка. В рамках анализа рыночных факторов изучаются элементы, способные воздействовать на успехи и провалы предприятия. Среди множества элементов следует выделить следующие основные: изменение демографического условия, жизненный цикл разных товаров или услуг, доходы населения, конкуренция и возможность проникновения на рынок.

В-четвертых, технологические факторы. Исследование данных факторов позволяет найти новые возможности, которые открывает для нас развивающаяся наука для производства новой продукции или усовершенствования уже производимой продукции, модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

В-пятых, международные факторы. Они актуальны для тех, предприятий, которые действуют на международном рынке. В настоящее время их большое количество. Причинами и угроз и возможностей могут стать такие элементы как деятельность иностранных картелей, легкость доступа к сырьевым материалам, изменение валютного курса и политических решений в странах, которые выступают в роли инвестиционных объектов или рынков. В связи с этим, руководство должно непрерывно и тщательно контролировать и оценивать изменения в этой среде. Политика иностранных компаний или правительств других стран может быть направлена на усиление защиты или расширению компаний или соответственно отрасли. В данном случае стратегия ответственного предприятия должна быть направлена на следующие действия: во-первых, укрепить внутренний рынок; во-вторых, искать защиты от иностранных конкурентов у правительства; в-третьих, с целью противодействия другим предприятиям, расширить международную активность.

В-шестых, факторы конкуренции. Конкуренты – те с кем организация борется за ресурсы, которые ей необходимы и которые она старается получать из внешней среды, для обеспечения своего существования. Цель изучения данных факторов - выявить слабые и сильные стороны конкурентов. На основе полученной информации предприятие может строить свою стратегию конкурентной борьбы на рынке. Изучение конкурентов важный этап в стратегическом управлении предприятия.

В-седьмых, факторы социального поведения. Здесь изучаются такие элементы как меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. Среди социальных факторов в настоящее время преобладают такие как: отношение к предпринимательству, роль женщин в обществе, роль национальных меньшинств в обществе и движения в защиту интересов потребителей. Внутренняя среда предприятия подразумевает технические и организационные условия работы предприятия2. Она возникает в процессе функционирования предприятия и является результатом управленческих решений. Исследование внутренней среды осуществляется с целью выявить слабые и сильные стороны.[8]

Исследование внутренней среды – важный этап в деятельности предприятия, без наличия внутреннего потенциала, предприятие не так как оно не может воспользоваться внешними возможностями. Кроме того, исследование внутренней среды дает возможность выявить и подстраховать слабые места предприятия, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда предприятия включает в себя несколько групп процессов.

Первая группа – управление персоналом. В процессе деятельности предприятия происходит взаимодействие менеджеров и рабочих, предприятие нанимает, обучает и продвигает кадры, оценивает результаты труда и стимулирует персонал, создает и поддерживает отношения между работниками и т.п. Именно эти процессы оцениваются при изучении кадрового направления.

Вторая группа – управление организационной средой предприятия. Здесь изучаются коммуникационные процессы, организационные структуры, распределение прав и ответственности и иерархию подчинения.

Третья группа – управление производством. Здесь предметом изучения выступаю такие процессы как: снабжение и ведение складского хозяйства, изготовление продукта, обслуживание технологического парка и осуществление исследований, разработок.

Четвертая группа – управление маркетингом. Объектом изучения выступают все процессы и стратегии, связанные с реализацией продукции, такие как: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Пятая группа – управление финансами. Изучаются процессы, которые связаны с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии. А данном этапе осуществляются мероприятия, направленные поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.[9]

Виды конкурентных преимуществ по периоду действия:

1) Долгосрочное (стратегическое): Конкурентное преимущество, для воспроизведения или нейтрализации которого компании-конкуренту требуется значительное время. По своей сути стратегическое конкурентное преимущество - это результат усилий компании, направленных на вытеснение своих конкурентов с рынка;

2) Краткосрочное (тактическое): Конкурентное преимущество, которое в ближайшей перспективе может быть преодолено конкурирующими фирмами. Тактическое преимущество компания получает вследствие благоприятной конъюнктуры рынка.

Виды конкурентной борьбы:

1) Предметная - между разными марками одного и того же товара, выпускаемого различными фирмами;

2) Видовая - между отдельными разновидностями товара (субститутами), удовлетворяющими одну и ту же потребность;

3) Функциональная - между товарами-аналогами различных фирм и отраслей

Виды конкурентов по соотношению товар/потребность:

1) Прямые конкуренты - предлагают аналогичные товары тем же группам потребителей;

2) Товарные - продают одинаковую продукцию разным потребителям;

3) Косвенные конкуренты - продают различные товары одним и тем же покупателям;

4) Неявные конкуренты - предлагают разные товары разным покупателям.

Практика многих современных фирм показывает, что одним из решающих факторов конкурентоспособности сегодня является информационный фактор.

Формируя базу данных о клиентах, об их предпочтениях, о регулярности и составе заказов, фирма наращивает собственный интеллектуальный капитал. Она получает дополнительные преимущества перед конкурентами по ряду позиций. Среди них - способность в наименьшие сроки и качественно обслужить клиента по максимально полному списку заявленных позиций, а также снижение товарных запасов в расчете на единицу товарного оборота, что создает эффект финансового рычага и позволяет повысить отдачу от вложенных средств.

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современной коммерческой, как, впрочем, и некоммерческой организации становится человеческий фактор. Активное участие персонала фирмы в организационных и финансовых инновациях, формирование команд, развитие корпоративной культуры фирмы, нацеленной на постоянные новшества и на поиск эффективных путей разрешения каждодневных проблем, - все это стало не только средством стабилизации коллектива фирмы, но и ее устойчивым конкурентным преимуществом.[10]

Успехи многих современных организаций и фирм в значительной степени определяются тем, насколько слаженно и согласовано взаимодействуют в них люди. Обучение сотрудников в современных условиях становится важнейшей функцией менеджмента. Практически все ведущие компании мира создают у себя целостную систему развития персонала, его обучения и повышения квалификации. Забота об обучении, непрерывном повышении квалификации каждого - непременный атрибут любой успешно действующей компании. Обучение персонала становится относительно самостоятельным фактором формирования нововведенческого климата на фирме, создает предпосылки для постоянной адаптации к постоянно меняющимся условиям, повышает ее конкурентоспособность.[11]

Конкурентные преимущества организации в современном мире не всегда касаются технологии производства, очень часто они перемещаются в стадию маркетинга, обслуживания, НИОКР, управленческих и финансовых инноваций.

Крупные международные консалтинговые компании, имеющие устойчивый авторитет и пользующиеся доверием, имеют безусловное преимущество перед мелкими конкурентами за счет своего авторитета. При этом цена такого признания отражается в тарифах на услуги консалтинговых фирм.

В различных отраслях существенным конкурентным преимуществом становится степень развития на предприятии современных информационных технологий. Компании, поставившие и освоившие у себя современные информационные системы, приобретают конкурентное преимущество перед другими компаниями, которые в меньшей степени продвинулись в деле освоения новых информационных технологий.

Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими или потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность и перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.[12]

Таким образом, факторы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия в целом группируют на внешние и внутренние. Внешняя среда это все условия и факторы, которые возникают в окружающей среде и не зависят от деятельности конкретной фирмы, но которые могут оказывать влияние на её функционирование. Внутренняя же среда возникает в процессе функционирования предприятия и является результатом управленческих решений. Исследование факторов внутренней и внешней среды дает возможность выявить сильные стороны и подстраховать слабые места предприятия. Анализ внешней среды важен для предприятия – он дает возможность контролировать внешние по отношению к предприятию факторы. Исследование внутренней среды не менее важно – без наличия внутреннего потенциала, предприятие не так как оно не может воспользоваться внешними возможностями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.