Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура музееведения






Музееведение как научная дисциплина

Музееведение сегодня понимается как общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов; музейное дело, музей, как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации (А.М.Разгон).

Музееведение, претендуя на роль академической науки, охватывает все стороны музейного дела: история, теория, практика.

В русскоязычной литературе до XX века «музееведение» и «музеологию» делали равнозначной.

В XX веке с усилением теоретического направления стали разделять эти понятия. Отразилось это в разделении двух образовательных стандартов двух специальностей. Разница между этими дисциплинами не прослеживается.

Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, метод, язык и структуру.

Объект музееведения – музей и музейное дело как общественное явление во всех его направлениях.

Предмет – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, передачи знаний, традиций посредством музейных предметов.

Метод – музееведение пользуется методами заимствованными из других наук: информационный, источниковедческий, метод археологии, искусствоведения, естественных наук. Метод – это путь, система способов и приемов, используемая для достижения цели. Сегодня проблема метода в музеологии изучена меньше всего. Методы музеефикации, демонстрации, планирования, коммуникации.

Язык. Музееведение находится в стадии выработки собственного языка. Многие термины заимствованы из других областей знания; адаптированы к задачам музееведения и приобретшие музейное значение. Но есть и чисто музейные термины. Постоянно развивается.

Структура – научная дисциплина – система знаний, следовательно, обладает структурой. Элементы в музееведении: история музейного дела; организация м.д.; музейное источниковедение; практическое музееведение.

 

 

Структура музееведения

Каждая научная дисциплина представляет собой систему знаний, значит обладает определенной структурой. Структура науки связана с ее предметом. Обычно в музееведении выделяют следующие исторические, теоретические и прикладные элементы:

1. История и историография: исследует историю появления музеев, их функционирование, музейную политику, формирование музейной сети и организацию музейного дела, а также, отражение в научной литературе и историю науки.

2. Теория музееведения – состоит из общей теории (познание объекта, предмета, методов и структурных элементов); теории документирования (методика сбора объектов в музейное собрание); теории тезаврирования (тезариус-запас) – теория научно-фондовой работы (исследование, учет, хранение музейного предмета); теории коммуникации – проблема воздействия музейных средств информации на посетителей.

3. Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предметов с точки зрения источниковедения, комплектования использования; разрабатывает методику выявления.

4. Прикладное музееведение включает в себя три раздела:

- научная методика охватывает все формы музейного дела. Существуют общие и специальные методики исследования;

- техника музейной работы занимается проблемами проектирования зданий, экспозиций, тех средствами;

- организация музейного дела и управление музейной деятельностью связаны с вопросами менеджмента и маркетинга. Менеджмент – совокупность методов и средств управления музейным делом через планирование, организацию и реализацию деятельности. Маркетинг – система мер, направленная на увеличение посещаемости, расширения аудитории, распространения информации.

 

 


 

3.Классификация музеев. Музейная сеть России: современное состояние и перспективы развития.

Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности.

Классификация осуществляется по нескольким направлениям, различающимся по организационным, правовым и содержательным признакам.

К 1980 годам была сформирована обширная сеть музеев. Описание ее невозможно без классификации. С 1920-х годов она не раз менялась т.к.музеи развивались.

Есть три базовых классификационных схемы: административная (по принадлежности); профильная; типологическая

До начала XXIв. Музеи в России классифицировались по трем уровням:

1. По типам: - научно-просветительские; - научно-исследовательские (подчинены своей деятельности, задачам той отрасли с которой связан музей); - учебные музеи (выполняют учебную функцию).

2. По форме собственности: государственные (в собственности Минкульта); муниципальные (в управлении местной администрации); общественные; частные; ведомственные (подчиняются ведомствам: путей сообщения, здравоохранения).

3. По профилям: архитектурные, естественнонаучные; исторические; художественные; комплексные; мемориальные…

Систематизация музейной сети в России привела к введению новых схем классификации:

1. Профильные группы: специализация музейного собрания по его связи с отраслью науки и сферой деятельности. Основные группы делятся на более узкие направления.

2. Организационные типы (научно-исследовательские, научно-технические, учебные)

3. Доминантный тип хранимого музеем наследия (коллекционные, ансамблевые, средовые)

4. Категории культурной значимости (федералы, регионы, ЮНЕСКО, местные)

5. По видам собственности (государственные, муниципальные, общественные, частные, корпоративные)

6. Правовой статус (головные, филиалы)

Преобладающая группа – комплексные музеи. Многопрофильность и многофункциональность – общие черты, характеризующие деятельность современных учреждений культуры.

В последнее время популярными стали и узкопрофильные музеи (мыши, воды)

Современный музейный мир характеризуется невиданными ранее разнообразием музейных учреждений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.