Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа развития самосознания личности подростков






Целью предлагаемой программы является развитие самосознания личности подростков. Основными задачами программы являются:

1. Развитие основных составляющих самосознания личности на сознательном и бессознательном уровнях.

2. Снижение внутренней конфликтности личности и реакций самообвинения.

3. Развитие позитивного самоотношения личности.

Основное внимание уделяется в данной программе развитию такой составляющей самосознания личности как самоотношение, поскольку, принимая во внимание взгляды И.И. Чесноковой, В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева о самоотношении как од­ном из фундаментальных свойств личности, значительно влия­ющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических осо­бенностей и качеств, мы рассматриваем самоотношение в качестве стержневого образования самосознания личности.

Анализ психологических работ, посвященных психологической помощи и психологическому сопровождению детей, показал, наиболее продуктивным является интегративный подход в рамках основных психологических направлений гуманистической психологии. Работа в рамках программы реализуется в групповой и индивидуальной формах.

Данная программа предполагает гуманистически ориентированного тренера, воспринимающего участника группы как свободную, ответственную за свои поступки и их последствия, постоянно растущую, актуализирующуюся личность. Согласно подходу гуманистической психологии, подросток – не объект воздействия, а субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление. Доминирующая направленность гуманистической психологии – на раскрытие потенциала человека, на достижение самоидентичности и самопринятия. В связи с этим, гуманистический подход был выбран в качестве основного при составлении программы. Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта «принятия» и «равноправия» является важной задачей программы [24], [57], [120].

В качестве формирующих методов в программе широко использовались методы неклинической гештальттерапии, особенно при обращении к бессознательному уровню самоотношения, к переживаниям и состояниям участников. Гештальтподход дает возможность выхода бессознательных эмоций по отношению к своей личности через технику отождествления себя с образами своего бессознательного, дает возможность работать с полярными чувствами, что особенно важно для подростков с конфликтным характером самоотношения, позволяет решать внутренние конфликты через диалог и проживание обоих полюсов [22], [65], [66].

Достаточно большое место в программе занимает одно из направлений гуманистической психологии и психотерапии – позитивный подход Н. Пезешкиана [64]. Содержание проблемных областей самосознания формируется в процессе воспитания, социализации, они определяют те правила, по которым человек воспринимает себя и окружающий мир и справляется с решением проблем. В качестве способов «интериоризации» самосознания ребенка исследователи выделяют прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения; опосредованную детерминацию самосознания ребенка путем формирования у него стандартов вы­полнения тех или иных действий, формирования уров­ня притязаний [108]. Исключение деструктивных чужеродных элементов из структуры самосознания, некритично усвоенных суждений значимых людей о личности подростка является необходимым для развития позитивного самоотношения. Выбор данного подхода обусловлен тем, что он дает возможность оценить конфликты, симптомы и всю жизненную ситуацию в ином свете, не столько как проблему, а как одну из попыток решить ее [2].

Таким образом, данная программа развития самосознания личности подростков, имея в основе гуманистический подход, использует широкий набор методических приемов и техник. Основные положения гуманистической психологии о равноправии и соавторстве в общении его участников предполагают многообразие, гибкость и «живость» всей программы. Диалоговый, многомерный подход к организации занятий предполагает спонтанность психолога и участников группы. Поэтому мы приводим не сценарии занятий, а материал для их построения психологом в зависимости от ситуации и потребностей участников.

Программа состоит из 35 занятий, время одного занятия полтора – два часа. Периодичность групповых встреч 2 раза в неделю. В целом программа проводится в течение 6 месяцев. Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, релаксационных техник. Программа состоит из 5 блоков: ориентировочный блок, блок «Кто Я?», блок «Я и мы», блок «Здравствуй Я, мой любимый», интегративный блок.

Занятия ориентировочного блока открывают программу и направлены на самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы, мотивирование и включение подростков в работу, определение дальнейшего направления движения, создание атмосферы доверия и благоприятного психологического климата. Также большое внимание уделяется работе по снятию барьеров на проявление чувств и эмоций, что позволяет ребенку переключиться от «думания о себе» на «чувствование себя». Примеры упражнений данного блока представлены в Приложении 1.

Основными целями блока «Кто Я?» является понимание подростками себя как личности, формирование более адекватного представления о себе и нахождение способов личностного развития. В ходе работы идет развитие адекватных представлений о себе, в совокупности с актуальными чувствами по отношению к своей личности, определяются способы личностного развития через контакт со своими чувствами и противоречивыми состояниями, самопознание участников, выявление неосознаваемых представлений о себе через контакт и отождествление себя с образами своего бессознательного мира с помощью проективных техник. Проективные техники дают возможность вывести на сознательный уровень содержание отношения личности к себе из бессознательного слоя психики. Примеры упражнений данного блока представлены в Приложении 2.

Занятия блока «Я и мы» направлены на позитивное развитие таких компонентов самоотношения, как отношение к другому и ожидаемое отношение от него посредством самораскрытия и получения обратной связи. Упражнения направлены на осознание и принятие своего семейного опыта, опыта общения с другими людьми, осознание своих эмоций, чувств, установок по отношению к себе и другим, вынесенных из этого опыта; переоценку прошлого опыта, исключение некритично включенных в содержание самоотношения чужеродных элементов. Особое внимание уделяется отреагированию негативных эмоций (особенно эмоций обиды и агрессии по отношению к другим людям и самому себе), процедурам прощения себя и значимых для подростка людей, избавлению от негативных ожиданий со стороны окружающих через проживание прошлых психотравмирующих ситуаций. Использование обратной связи позволяет подростку получить подкрепление положительного отношения от других, осмыслить самораскрытие как способ построения значимых отношений. Внимание направляется на принятие других, выход за пределы самовосприятия. Примеры упражнений данного блока представлены в Приложении 3.

Занятия блока «Здравствуй Я, мой любимый» направлены на развитие позитивного отношения участников к самим себе, изменение характера самоотношения как гармонизацию его аффективных составляющих на сознательном и бессознательном уровнях; развитие самоодобрения, а также снятие внутриличностных конфликтов и напряжений. Примеры упражнений данного блока представлены в Приложении 4.

Интеграционный блок является заключительным в программе и имеет своей целью интеграцию участниками полученного опыта, информации о себе в целостный портрет своей личности, психологическое завершение групповой работы. Также внимание уделяется развитию способности ставить цели, адекватные внутренней сущности, поскольку это умение связано с полнотой самоосуществления. Примеры упражнений данного блока представлены в Приложении 5.

Подобное разделение программы на блоки является весьма условным, так как каждая процедура в психотренинге направлена и на самоосмысление, и на самораскрытие, и на самоприятие.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Любое занятие состоит из трех основных частей: вводная часть (разминка), основная часть, завершение.

Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Вводная часть включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, состояние подростков, чтобы скорректировать план работы на день. В качестве разминки используются упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь-и-сейчас». Эти упражнения обычно не обсуждаются.

Основная часть обычно посвящена теме занятия, включенной в определенный блок, и проводится в соответствии с программой. Важно отслеживать групповую динамику и уделять внимание и необходимое время мотивации участников, проработке агрессии, внутренним конфликтам и недовольству психологом.

В основной части проводятся не только упражнения, но и беседы, рисование, создание коллажей и т.д. Все, что происходит в группе, становится групповым опытом, который может быть осознан и интерпретирован отдельными участниками и группой в целом. Для этого упражнения, работы, притчи и т.д. обсуждаются, анализируются и проживаются участниками.

Специальные мероприятия по завершению занятия имеют целью символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, но не выраженных чувств, настрой на обычные дела. Периодически участникам предлагается подвести итоги и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий. Завершение может подводить итог работы вербально, но может быть и чисто игровым, что позволяет более выпукло воспринимать основную часть.

Каждая встреча обеспечена некоторым набором психотехнических процедур. Однако их применение не является обязательным. Обязательными процедурами, которые используются на каждой встрече в тренинге, являются:

1. Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия.

2. Психогимнастические процедуры.

3. Основные процедуры (упражнения на самопознание, самораскрытие, получение обратной связи, самоприятие и т.д.).

4. Релаксационные процедуры.

5. Заполнение анкет участниками группы в конце каждого занятия.

6. Аналитическая работа психолога по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей.

7. Задания для самостоятельной работы

После прохождения первых этапов групповой работы, по запросу осуществляется индивидуальная (консультативная) работа с подростками.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.