Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов практической апробации программы






 

Данная программа была реализована в ходе диссертационного исследования автора [94]. В качестве экспериментального плана был выбран квазиэкспериментальный план с тестированием до и после воздействия. На этапе формирующего эксперимента в экспериментальную группу были отобраны 15 интеллектуально одаренных подростков, из них 60% составили девочки и 40% – мальчики. В контрольную группу, идентичную по полу, возрасту и показателям самосознания также вошло 15 человек. Обе группы предварительно прошли тестирование. После проведения формирующего воздействия было проведено два тестирования: сразу же после завершения эксперимента и спустя 2, 5 месяца.

Анализ результатов формирующего эксперимента начнем с рассмотрения изменений в характере самоотношения у подростков экспериментальной группы. На представленных диаграммах (рис. 3.1) отражено изменение самоотношения испытуемых экспериментальной группы до и после прохождения программы формирующего эксперимента. Как видно из рисунка, до экспериментальной работы все испытуемые имели конфликтный (100%) характер самоотношения.

По результатам первого тестирования, сразу же после формирующего воздействия, у подростков преобладает (58%) позитивный характер самоотношения. Конфликтный характер сохраняется у 42% испытуемых. По результатам второго тестирования, спустя 2, 5 месяца после экспериментального воздействия, позитивный характер самоотношения наблюдается у 72% испытуемых экспериментальной группы, конфликтный характер самоотношения сохраняется у 28% подростков.

Рис. 3.1. Распределение одаренных подростков экспериментальной группы до и после формирующего воздействия по характеру самоотношения (%)

 

Показатели самоотношения испытуемых контрольной группы в целом остались прежними.

Рассмотрим средневыборочные значения показателей самоотношения испытуемых экспериментальной группы на сознательном уровне (по результатам опросника самоотношения В.В. Столина – С.Р. Пантилеева) (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Средневыборочные значения показателей самоотношения одаренных подростков экспериментальной группы до и после формирующего воздействия

 

Как видно из рисунка 3.2, до формирующего воздействия в структуре самоотношения одаренных подростков с конфликтным самоотношением существовало противоречие между такими аспектами самоотношения как «аутосимпатия», «самоприятие», «самообвинение», т.е. между составляющими аффективного компонента самоотношения.

Уровень аутосимпатии подростков был преимущественно низким, что указывало на враждебность по отношению к собственному «Я». Также для испытуемых экспериментальной группы был характерным высокий уровень самообвинения личности и низкий – ожидаемого положительного отношения от других.

По результатам первого тестирования после прохождения программы наблюдается повышение уровня аутосимпатии и самоприятия, то есть повышение согласия со своими внутренними побуждениями, симпатии к себе, принятии себя такими, какие есть. Показательным является значительное снижение уровня самообвинения, что свидетельствует о снижении тенденции ста­вить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недос­татки.

Значительно увеличились показатели ожидаемого положительного отношения от других, можно говорить о повышении уверенности в привлекательности и притягательности своей личности для окружающих людей.

Ярко выражена положительная динамика развития самоуважения (показатели самоуважения находятся на уровне высоких значений), что свидетельствует о вере подростков в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, положительной оценке своих возможностей и способностей. После прохождения программы повысился уровень самопонимания одаренных подростков.

По результатам второго тестирования после прохождения программы также наблюдается положительная динамика показателей аффективного компонента самоотношения: повышение уровня аутосимпатии и самоприятия (показатели аутосимпатии и самоприятия находятся на уровне средних значений и являются согласованными), снижение уровня самообвинения. Также увеличились показатели ожидаемого положительного отношения от других. В целом по результатам программы наблюдается значительная положительная динамика таких показателей как самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое положительное отношение, самоприятие, самообвинение и самопонимание.

Динамика развития уровня самоприятия на бессознательном уровне самоотношения (по результатам методики «КИСС») представлена на рисунке 3.3.

 

Рис. 3.3. Распределение одаренных подростков экспериментальной группы до и после формирующего воздействия по уровню самоприятия (%)

 

Как видно из рисунка 3.3, у испытуемых экспериментальной группы наблюдается увеличение показателей методики «КИСС» как по результатам первого, так и по результатам второго тестирования, то есть повышение симпатии к себе, усиление ощущения ценности и привлекательности своей личности для других людей, после прохождения программы данным испытуемым свойственно самоприятие, интерес к своему внутреннему миру и в целом позитивное отношение к себе.

По результатам формирующего эксперимента наблюдается соответствие содержания аффективной составляющей самоотношения (аутосимпатии, самоприятия и самообвинения) на сознательном и бессознательном уровнях, что свидетельствует о гармонизации отношения личности к себе. При этом позитивная динамика изменений в самоотношении личности сохраняется в течение продолжительного времени, о чем свидетельствуют результаты второго тестирования после экспериментального воздействия. Эти связано с тем, что психологическое воздействие со стороны экспериментатора запустило процессы внутренней работы личности, имеющие не локальный, а развернутый во времени характер. Соглашаясь с В.В. Столиным, мы полагаем, что основная задача психологического вмешательства – изменить самоотношение человека так, чтобы сделать его готовым к новым по­ступкам, а уже новые поступки закрепят изменения в самоотношении. Другими словами, приобретение нового позитивного социального опыта способствует развитию позитивного самоотношения.

На основании результатов формирующего эксперимента для определения достоверности наблюдаемых изменений показателей самоотношения проведен статистический анализ результатов. Для этого был подсчитан непараметрический W-критерий Вилкоксона. В качестве первой, второй и третьей совокупности данных выступали показатели самоотношения по методике «КИСС», опроснику В.В. Столина – С.Р. Пантилеева до и после проведения формирующего эксперимента.

Применение W-критерия Вилкоксона показало, что статистически достоверных изменений в показателях самоотношения в контрольной группе не наблюдается. Рассмотрим, как изменились показатели самоотношения у испытуемых экспериментальной группы по результатам первого тестирования после формирующего воздействия. Наблюдается наличие статистически достоверного прироста показателей в показателях самоотношения по такой шкале опросника как «самоуважение» (W = 95, при р ≤ 0, 04). Также статистически достоверный прирост показателей наблюдается по шкале «ожидание положительного отношения других» (W = 87, при р ≤ 0, 05), т.е. после прохождения программы одаренный подросток ожидает положительного отношения к себе окружающих людей, признания его внутренних достоинств как от большинства, от посторонних или мало с ним связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна.

Наблюдается значимая положительная динамика показателей аутосимпатии (W = 80, при р ≤ 0, 05) и самоприятия (W = 90, при р ≤ 0, 03), что свидетельствует о повышении симпатии одаренных подростков к себе, усилении ощущения ценности и привлекательности своей личности для других людей, принятии себя такими, какие есть, интересе к своему внутреннему миру, дружественности к своему «Я».

Значимый отрицательный «сдвиг» W = -105, при р ≤ 0, 02 показателей произошел в показателях самообвинения, т.е. снизились такие негативные реакции одаренных подростков на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров. Также зафиксированы статически значимые изменения по шкале «самопонимание» (W = 102, при р ≤ 0, 04).

В экспериментальной группе наблюдается статистически достоверный прирост показателей самоприятия по методике «КИСС» (W = 105, при р ≤ 0, 03), такие изменения показателей самоприятия свидетельствуют о развитии одобрения себя в целом и существенных частностях, доверии к себе и наличии позитивной самооценки, повышении согласия со своими внутренними побуждениями, симпатии к себе, принятии себя такими, какие есть.

Перейдем к рассмотрению динамики показателей самоотношения у испытуемых экспериментальной группы по результатам второго тестирования после формирующего воздействия (спустя 2, 5 месяца). При сравнении результатов первого и второго тестирования после формирующего эксперимента статистически достоверный прирост показателей самоотношения наблюдается по таким шкалам опросника как «аутосимпатия» (W = 96, при р ≤ 0, 03), «самоприятие» (W = 101, при р ≤ 0, 03), «ожидание положительного отношения других (W = 75, при р ≤ 0, 04)» и положительная динамика показателей методики «КИСС» (W = 101, при р ≤ 0, 02). Значимый отрицательный «сдвиг» произошел в показателях самообвинения (W = -98, при р ≤ 0, 05). Таким образом, более выраженной стала положительная динамика показателей аффективного компонента самоотношения личности одаренных подростков экспериментальной группы.

В целом по результатам формирующей работы (при сравнении результатов тестирования до эксперимента и второго тестирования после эксперимента) можно говорить о статистически значимом изменении показателей самоотношения по таким шкалам опросника В.В. Столина – С.Р. Пантилеева как «интегральная» (W = 79, при р ≤ 0, 05), «самоуважение» (W = 98, при р ≤ 0, 03), «самопонимание» (W = 105, при р ≤ 0, 03), «аутосимпатия» (W = 102, при р ≤ 0, 02), «самоприятие» (W = 105, при р ≤ 0, 03), «ожидание положительного отношения других (W = 93, при р ≤ 0, 04)», «самообвинение» (W = -135, при р ≤ 0, 02); а также показателей методики «КИСС» (W = 107, при р ≤ 0, 01). Таким образом, после прохождения программы испытуемым экспериментальной группы свойственны чув­ство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками; подростки характеризуются отношением к себе как уверен­ному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, ко­торому есть за что себя уважать; уверены, что их личность и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание.

Подводя итог, можно сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента наблюдается изменение характера самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков экспериментальной группы с конфликтного на позитивный. Рассмотрим, как изменились показатели других психологических образований, относящихся к сфере самосознания личности подростков после формирующего воздействия.

После экспериментальной работы произошло увеличение уровня притязаний испытуемых экспериментальной группы при сохранении его реалистичности. После формирующего воздействия уровень притязаний одаренных подростков является преимущественно умеренным (66%), не наблюдается нереалистично низкого уровня притязаний (рис. 3.4).

 

Рис. 3.4. Распределение одаренных подростков экспериментальной группы до и после формирующего воздействия по уровню притязаний (%)

 

Как видно из рисунка 3.4, прохождение программы оказало положительное влияние на уровень притязаний и активизировало стремление интеллектуально одаренных подростков к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к достижению более трудных целей.

После проведения экспериментальной работы наблюдается положительная динамика показателей самооценки одаренных (рис. 3.5). Снизилось количество подростков, имеющих заниженную (с 25% до 8%) и завышенную самооценку (с 42% до 27 %). В целом самооценка испытуемых экспериментальной группы после эксперимента является преимущественно адекватной (65%), что указывает на повышение гармоничности самосознания личности в целом.

 

Рис. 3.5. Распределение одаренных подростков экспериментальной группы до и после формирующего воздействия по уровню самооценки (%)

 

Также после формирующего воздействия наблюдается снижение уровня напряженности психологических защит личности у интеллектуально одаренных подростков (у 68% по результатам первого тестирования, у 80% по результатам второго тестирования после эксперимента) (рис. 3.6).

 

Рис. 3.6. Средневыборочные значения напряженности психологических защит личности одаренных подростков экспериментальной группы до и после формирующего воздействия

 

Как видно из рисунка 3.6, наблюдается снижение уровня напряженности всех психологических защит, кроме регрессии и компенсации. Эти результаты могут быть проинтерпретированы следующим образом.

Снижение среднего значения по защитной рационализации стало возможным благодаря установке на осознание реальных, а не псевдологичных причин психологических явлений в процессе формирующей работы, кроме того, согласно теоретической модели защит автора теста, рационализация полярна регрессии, поскольку предполагает интенсивное использование когнитивного контроля и немоторную трансформацию импульса. Небольшое повышение средневыборочного показателя по защитной регрессии, механизму, который включает в себя также двигательную активность, может быть проинтерпретировано как отражение одобряемого в ходе тренинга моторного, двигательного отреагирования внутреннего конфликта и снятия психического напряжения. Снижение уровня защитной проекции свидетельствует о повышении тенденция к открытости, к принятию мира и себя в этом мире. Снижение показателя по реактивному образованию полностью согласуется с задачами формирующего воздействия, поскольку создавались условия для выражения именно тех чувств, мыслей и желаний, которые реально существуют «здесь и теперь». Повышение средневыборочного показателя по компенсации означает, по нашему мнению, появление у подростков осознанной установки на преодоление чувства неполноценности, работу над собой, на поиск своих скрытых достоинств.

Таким образом, преимущественно положительное самоотношение подростков экспериментальной группы после формирующего воздействия уже не требует сверхинтенсивного использования механизмов психологической защиты личности для компенсации дефицита самоуважения и поддержания согласованности и устойчивости «Я». На работу психологической защиты по поддержанию положительного самоотношения не тратится такого большого количества психической энергии, то есть психическая энергия направляется на создание новых конструктивных способов поведения и решение проблем, из-за которых возникли переживания. Однако при снижении обшей напряженности психологических защит, их вид практически не изменился, то есть подростки продолжают использовать те же психологические защиты, но с меньшей интенсивностью.

Прохождение программы также способствовало гармонизации Я-образа одаренных подростков экспериментальной группы. У 29% испытуемых по результатам первого тестирования наблюдается положительная динамика развития Я-образа, у 50% – по результатам второго тестирования (рис. 3.7).

 

Рис. 3.7. Распределение одаренных подростков экспериментальной группы по содержанию Я-образа и после формирующего воздействия (%)

 

В целом содержание Я-образа подростков после эксперимента является преимущественно позитивным, повысилась степень внутренней цельности, согласованности содержания Я-образа.

Изменения локуса контроля у одаренных подростков после проведения экспериментальной работы представлены в таблице 3.1.

Как видно из таблицы 3.1, наблюдается небольшое увеличение степени интернальности после прохождения программы по результатам первого тестирования. По результатам второго тестирования степень интернальности у подростков экспериментальной группы также увеличилась, однако данные изменения локуса контроля не являются ярко выраженными. У испытуемых контрольной группы не наблюдается выраженных изменений показателей самосознания.


Таблица 3.1

Изменение показателей локуса контроля испытуемых экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента (%)

 

Локус контроля До эксперимента Первое тестирование после эксперимента Второе тестирование после эксперимента
  Экстернальность      
  Низкая интернальность      
  Средняя интернальность      
  Высокая интернальность      

 

Статистический анализ экспериментальных данных, проведенный с целью определения достоверности наблюдаемых изменений показателей самосознания личности интеллектуально одаренных подростков, показал статистически значимое изменение основных психологических образований, относящихся к сфере самосознания личности.

Рассмотрим, как изменились показатели самосознания по результатам первого тестирования после проведения формирующего эксперимента. Существует достоверный прирост в показателях уровня притязаний в экспериментальной группе (W = 101, при р ≤ 0, 05). Это свидетельствует о том, что после эксперимента по развитию самосознания личности у подростков повысился уровень притязаний (вера в свои возможности и способности, стремление к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к постановке и достижению более трудных целей).

Статистически достоверный «сдвиг» в экспериментальной группе произошел в показателях самооценки (W = 105, при р ≤ 0, 04), следовательно, гармонизация аффективных компонентов самоотношения способствовала и гармонизации самооценки. Самооценка одаренных подростков после прохождения программы является преимущественно адекватной.

В экспериментальной группе наблюдается достоверное изменение показателей напряженности психологических защит личности (W = 145, при р ≤ 0, 04), то есть проведение формирующего эксперимента существенно снизило уровень напряженности психологических защит испытуемых экспериментальной группы. Наблюдается существенное снижение напряженности таких видов психологической защиты как вытеснение (W = 98, при р ≤ 0, 04), отрицание (W = 105, при р ≤ 0, 05), проекция (W = 109, при р ≤ 0, 04) и реактивное образование (W = 112, при р ≤ 0, 04). Напротив, наблюдается статистически значимое увеличение напряженности психологической защиты компенсация (W = 143, при р ≤ 0, 05). Статистически незначимым является сдвиг показателей таких видов психологической защиты как регрессия, замещение и рационализация. Динамика показателей локуса контроля по данным статистического анализа является статически незначимой.

Перейдем к рассмотрению изменений показателей самосознания испытуемых экспериментальной группы по результатам второго тестирования после формирующего воздействия. При сравнении результатов первого и второго тестирования после формирующего эксперимента наблюдается статистически достоверное изменение таких показателей самосознания как уровень притязаний (W = 93, при р ≤ 0, 05), самооценка (W = 101, при р ≤ 0, 05), уровень напряженности психологических защит личности (W = 142, при р ≤ 0, 04), в частности, таких механизмов психологической защиты как вытеснение (W = 95, при р ≤ 0, 05), компенсация (W = 132, при р ≤ 0, 05) и реактивное образование (W = 135, при р ≤ 0, 04).

В целом по результатам формирующей работы (при сравнении результатов тестирования до эксперимента и второго тестирования после эксперимента) можно говорить о статистически значимом изменении таких показателей самосознания подростков как уровень притязаний (W = 107, при р ≤ 0, 03), самооценка (W = 103, при р ≤ 0, 04), степень интернальности в области межличностных отношений (W = 53, при р ≤ 0, 05), уровень напряженности психологических защит личности (W = 147, при р ≤ 0, 03), в частности, таких механизмов психологической защиты как вытеснение (W = 101, при р ≤ 0, 03), отрицание (W = 112, при р ≤ 0, 05), проекция (W = 172, при р ≤ 0, 02), компенсация (W = 153, при р ≤ 0, 03) и реактивное образование (W = 140, при р ≤ 0, 03).

Таким образом, интеллектуально одаренным подросткам экспериментальной группы после прохождения программы по развитию самосознания личности свойственны преимущественно умеренный уровень притязаний, стремление к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию; преимущественно адекватная самооценка; позитивный внутренне согласованный Я-образ, повышение тенденции к открытости, к принятию мира и себя в этом мире, появление у подростков осознанной установки на преодоление чувства неполноценности, работу над собой.

У испытуемых контрольной группы не обнаружено достоверного прироста как в показателях самоотношения, так и в показателях других психологических образований, относящихся к сфере самосознания личности.

Таким образом, анализ результатов исследования до и после формирующего воздействия показал, что экспериментальная работа, в основу которой положена программа развития самосознания личности, привела к гармонизации содержания самоотношения интеллектуально одаренных подростков на сознательном и бессознательном уровнях.

На сознательном уровне у одаренных учащихся отмечено увеличение уровня самоуважения, аутосимпатии, самоприятия, ожидаемого положительного отношения от других, самопонимания и снижение самообвинения личности.

На бессознательном уровне наблюдается увеличение уровня самоприятия собственной личности. Изменения в самоотношении на сознательном и бессознательном уровнях свидетельствуют об изменении характера самоотношения одаренных подростков с конфликтного на позитивный.

Отмечены положительные изменения таких психологических образований, относящихся к сфере самосознания, как Я-образ, самооценка, уровень притязаний и психологические защиты личности. Существенно снизился уровень напряженности психологических защит испытуемых экспериментальной группы. Произошло статистически значимое увеличение уровня притязаний при сохранении его реалистичности и степени адекватности самооценки одаренных подростков. Содержание Я-образа одаренных подростков после экспериментальной работы является преимущественно позитивным и внутренне согласованным. В контрольной группе не отмечено значимых изменений как характера самоотношения, так и других психологических образований, относящихся к сфере самосознания личности.

По результатам эксперимента можно заключить, что разработанная нами программа оказалась достаточно эффективным средством развития самосознания личности подростков.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.