Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 1






Этот пример приводится Д. М. Саксом.

«Основные области конфликта и неблагополучия: мать, отец, члены семьи, сексуальные отношения, подчиненные, страхи и чувство вины.

Взаимосвязи между установками: проблема тесной взаимосвязи с матерью, отсутствие отцовской фигуры и строгое воспитание привели к робости в отношении женщин, недостатку уверенности в навыках в сексуальной сфере и сильному чувству вины в связи с половым влечением. Чувство отверженности в детстве и неадекватная отцовская фигура оставили у него боязнь не справиться с враждебностью на руководящих должностях.

Структура личности:

q степень реагирования – реагирует в первую очередь на внутренние импульсы;

q эмоциональная адаптация – эмоционально зажат;

q зрелость - эгоцентричные цели и отсутствие сексуальной адаптации отражает умеренную незрелость личности;

q уровень реальности – имеется тенденция переоценивать свои потенциальные возможности;

q какой мере выражаются конфликты – потребность в признании и принятии, конфликты с боязнью враждебности и отвержения окружающими. Конфликт выражается через уход в себя, пассивную зависимость и расстройства пищеварения».

Пример 2 (П.В. Яньшин)

Заключение по исследованию личности Ф. И. О., пол женский, студентка второго курса, 19 лет.

Исследование проводилось с целью определения общего уровня внутриличностной дезадаптации испытуемой, выявления проблемных сфер личности. В ходе проведения методики незавершенных предложений испытуемая адекватно относилась к исследованию, был сформирован мотив экспертизы. Во время проведения исследования с испытуемой был установлен свободный контакт: она активно участвовала в процессе исследования, открыто выражала свои эмоции.

Общий уровень неблагополучия испытуемой равен 53 %, что говорит о повышенном уровне внутриличностной дезадаптации.

На первый план по неблагополучию выступила сфера взаимоотношений с отцом. Эта проблема расценивается и самой испытуемой как очень серьезная, т. к. по субъективному неблагополучию она поставила ее на первое место, но то, что по субъективной значимости эта проблема стоит на последнем месте, говорит о том, что испытуемая, осознавая проблему, старается не придавать ей большего значения. Это можно объяснить, исходя из результатов беседы с испытуемой, тем, что ей раньше не хватало любви, внимания и уважения со стороны отца, но сейчас она «в нем не нуждается». Испытуемая считает, что научилась со временем с ней справляться и в данный момент проблема не вызывает никаких эмоциональных переживаний с ее стороны. Выявлен также ряд признаков неблагополучия в сфере отношения с матерью, но проблема скрывается испытуемой, а ее наличие отрицается.

Следующая проблема, которая оказывает негативное влияние на жизнь испытуемой, – это проблема страхов и опасений и чувства вины. Испытуемая боится одиночества, хоть и скрывает это, темнота вызывает у нее неприятные ощущения, она также боится, что когда-нибудь ей придется умереть или выйти замуж (!). Негативное отношение к замужеству испытуемая объясняет тем, что супружеская жизнь на данный момент кажется ей «нудной и неинтересной». Возможно, это связано с указанной проблемой с отцом, и его негативный образ проецируется на потенциального мужа. Содержание чувства вины испытуемая тщательно скрывает, что заметно повышает латентный период в этой сфере.

Негативное отношение к замужеству коррелирует с проблемой в сфере отношений с противоположным полом. Она субъективно значима, но является привычной (о чем говорит наличие только К-конфликтов). Как показал содержательный анализ, основой неблагополучия в данной сфере является то, что мужчины «явно ее недооценивают». Следствием этого является негативное и агрессивное отношение испытуемой к представителям противоположного пола. По данным исследования самооценки испытуемой (по Дембо-Рубинштейн) следует отметить, что она значительно завышена. Возможно, что испытуемая ведет себя слишком высокомерно и требует слишком большого к себе внимания. Вероятно, мужчины не видят в ней тех замечательных качеств, которые, по ее мнению, в ней присутствуют, и это воспринимается самой испытуемой как пренебрежение. Эта проблема не осознается испытуемой, т. к. по субъективному неблагополучию она поставила ее на 13 место, а по значимости – на шестое. В сфере сексуальных отношений неблагополучия не выявляется, и как говорит сама испытуемая, «моя половая жизнь меня устраивает».

Таким образом, исследование выявило повышенный уровень внутриличностной дезадаптации и личностной тревожности. Испытуемая с детства испытывала нехватку любви и внимания со стороны отца, но с возрастом научилась ее рационализировать. Испытуемая требует к себе большего внимания со стороны мужчин, одновременно негативно оценивая их за «невнимание» к ней, и отрицательно относится к перспективе замужества. Это создает проблему взаимоотношения с противоположным полом, которая испытуемой не осознается.

Методика «Волшебный мир» [azps.ru]

Методика может использоваться для получения дополнительной информации при изучении самосознания ребенка, в частности, для понимания его особенностей и детерминант формирования.

Проективная методика предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.

Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя с всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.

Содержательная интерпретация ответов, невербальные проявления, анализ формальных составляющих реакций ребенка (длина, развернутость, лексика, грамматическое построение и др.) составляют диагностическую основу данной методики.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.