Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексивных умений педагогов А. А. Семеновой






«Я-концепция» и рефлексивные умения педагогов исследуется посредством нестандартизированного самоотчета с последующим контент-анализом (модификация методики «Кто Я?» М.Куна и Т. Мак-Партланда).

Профессиональная самооценка личности изучается с помощью процедуры ранжирования. Испытуемым предлагается набор из 20 качеств личности, которые нужно было проранжировать дважды: по степени ценности данного качества, по степени выраженности данного качества у самого испытуемого. При обработке результатов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции между ранжировкой «идеальный человек» и «Я». Коэффициент сравнивается с психодиагностической шкалой и характеризует профессиональную самооценку личности.


 

ФИО  
А) Опишите себя в произвольной форме: 1. Я как воспитатель.      
2. Я как воспитатель в представлении моего руководителя.      
3. Я как воспитатель в представлении моих воспитанников.        
4. Я как воспитатель в представлении родителей.        
Б) Оцените ваш профессиональный уровень (т.е. уровень сформированности педагогических умений и навыков): низкий, средний, высокий.

 

В) Оцените уровень вашей профессиональной компетенции (т.е. уровень сформированности системы педагогических знаний): низкий, средний, высокий.
Г) В произвольной форме опишите ваш индивидуальный стиль педагогической деятельности.        
Д) Оцените достигнутый вами в профессиональной деятельности результат: низкий, средний, высокий.
Е) Оцените степень удовлетворенности своими профессиональными достижениями: не удовлетворен, частично удовлетворен, полностью удовлетворен.
Ж) Оцените Ваш профессиональный потенциал (ваши потенциальные профессиональные возможности): низкий, средний, высокий.
З) Каковы ваши профессиональные планы?      

 

Основные принципы обработки текстов испытуемых приведены выше в методике «Диагностическая процедура для изучения образа тела» А.А.Семеновой.

И) Проранжируйте приведенные ниже качества дважды:

1. Каким в вашем представлении является идеальный педагог. Первый ранг (место) занимает качество, наиболее необходимое, по-вашему мнению, педагогу, последний ранг – наименее важное для педагога, а между ними – в порядке убывания.

2. Проранжируйте эти же качества по степени их выраженности у вас лично. Первый ранг (место) занимает качество, наиболее развитое у вас, последний ранг – наименее развитое у вас, а между ними – в порядке убывания.

 

Качества Идеальный педагог Я
Внимание, стремление понять позицию других    
Дружелюбие, общительность    
Способность стать лидером    
Вежливость, обходительность    
Руководство здравым смыслом, следование предписаниям    
Жизнерадостность    
Терпеливость, упорство    
Большое чувство ответственности    
Энтузиазм в трудовой деятельности    
Способность выполнять работу, полную разнообразия    
Тщательность действий    
Схватывание новых идей    
Аккуратность и последовательность в работе    
Способность к планированию своего будущего    
Способность к устным высказываниям    
Хорошая память    
Способность обучать других    
Умение заботиться о других    

 

Процедура обработки результатов приведена выше в описании методики для изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования.

 

 

Методика «Родительское сочинение» [6, с. 240-242]

 

Методика предназначена для выявления особенностей восприятия ребенка родителем. Методика может быть полезной для понимания детерминант формирования самосознания ребенка.

Родителю предлагают написать сочинение «Мой ребенок».

Инструкция: «Уважаемый (И. О. родителя)! Вам необходимо
максимально полно, в свободной форме рассказать о Вашем ребенке. Объем сочинения не ограничен».

Обработка и интерпретация данных. Анализ сочинений осуществляется последующим показателям:

1. Объем сочинения (количество предложений по отношению к среднему в выборке).

2. Степень увлеченности рассказом о ребенке.

3. Насколько по тексту прослеживаются симпатия – антипатия, близость к ребенку – отдаленность от него, уважение – неуважение.

4. Степень принятия поступков, дел, действий, поведения ребенка.

5. Употребление имени ребенка, ласкательных слов, суффиксов.

6. Степень смягчения или оправдания негативных черт в характере ребенка.

Объем сочинения 30 и более предложений свидетельствует о заинтересованном отношении родителя к своему ребенку.

На симпатию, принятие ребенка родителем указывают:

1. развернутая форма сочинения;

2. употребление имени ребенка, социальной роли в семье («дочь, сын»), ласкательных слов, суффиксов;

3. показатель увлеченности, который в рассказе возрастает с увеличением предоставляемой информации о ребенке;

4. благожелательное отношение к делам, поступкам, внешнему виду ребенка.

Об антипатии, неприятии ребенка родителем можно говорить, когда в сочинении прослеживается:

5. негативное отношение к внешности ребенка (неодобрение по поводу прически, внешнего вида);

6. утрирование отрицательных черт ребенка, неблагожелатель­ное отношение к его мыслям, чувствам, поступкам;

7. раздражительность по поводу динамических черт поведения, отношения к взрослым.

Об уважении к ребенку свидетельствуют:

8. положительное отношение к занятиям ребенка и его увле­чениям;

9. отношение к ребенку как к равному;

10. одобрение поступков, удовлетворенность сделанными ре­бенком делами, действиями, поведением;

11. смягчение или оправдание негативных черт в характере ре­бенка.

На неуважение ребенка указывают:

12. отрицание способностей ребенка, наличия у него интеллек­туальных перспектив;

13. отрицание прав ребенка, занижение его возможностей, вла­ствование над ним;

14. центрация на слабости, несамостоятельности ребенка, социально-неодобряемой деятельности.

Близость в отношении к ребенку прослеживается, когда в со­чинении наблюдаются такие характеристики:

15. ощущение родственности, выражения типа «мы», «наш», «нам»;

16. хорошее знание собственного ребенка: развернутое описа­ние свойств личности, его любимых занятий (игр, книг, ув­лечений, фильмов);

17. употребление прямой речи, беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

4) оправдание ребенка, нивелирование его недостатков.

На отдаленность в отношениях с ребенком указывают следую­щие показатели:

18. отстранение, незнание родителями забот, проблем ребенка;

19. взгляд на ребенка с позиции ориентации на жестко регла­ментированные социальные нормы и отвержение индиви­дуальных темпов и форм развития;

20. сравнение своего ребенка с другими детьми и чаще в невы­годном для него ракурсе;

21. описание ребенка по описанию его других;

22. противопоставление «он» – «мы», формальное описание ребенка, его характерных особенностей, личностных черт;

23. «сухость», сжатость в описании интимной жизни ребенка, постоянное неупотребление имени ребенка.

Полученные на основе сочинения данные сопоставляются с результатами других методик с целью выявления меры согласо­ванности полученной информации об отношении родителя к ре­бенку.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.