Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и средства обучения. Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося






Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение целей обучения с образовательным, воспитательным и развивающим эффектом. Система методов, квалифицированных по особенностям способов построения этой деятельности, включает группы:

Прием обучения – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Методы обучения можно классифицировать по источнику знания:

Источник знания: Методы обучения:
Живое или печатное слово Словесные: рассказ, лекция, объяснение, беседа и все виды работы с книгой (конспектирование, реферирование, составление плана)
Окружающая действительность Наглядные: иллюстрация, наблюдение
Практическая деятельность Практические: упражнения, практические и лабораторные работы

 

Словесные методы.

Рассказ представляет собой монологическую форму изложения материала педагогом или учеником. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях. В процессе изложения происходит не только усвоение учениками фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Эффективность этого метода предполагает возбуждение внимания и интереса учащихся.

Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, закона, правила, хода решения задачи, а также анализ соответствующих явлений природы, общества, истории и т.д. Функция объяснения – раскрытие с помощью логического аргументирования научной сути законов, правил, истин. В процессе объяснения происходит обучение логическому и диалектическому мышлению.

Беседа – это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащегося в процессе обучения. С помощью беседы учащиеся усваивают новые понятия и знания, приобретенные путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит для повторения, закрепления и проверки знаний.

Начиная работу с книгой, необходимо познакомить учащегося со структурой учебника, его методическим аппаратом. Можно дать план, по которому следует работать с учебником, поставить конкретные вопросы, на которые необходимо найти ответы в учебнике.

Наглядные методы. Главной их особенностью является то, что основным источником информации являются различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы часто применяются в сочетании со словесными методами. Демонстрация обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и пространстве. Создается чувственно-эмпирическая основа при изучении всех предметов учебного плана.

Практические методы.

Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умений и навыков путем повторения повторяющихся умственных действий. Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого предмета. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение учащимися теоретического материала и тщательный инструктаж учителя.

Лабораторные и практические работы являются методами обучающего взаимодействия учителя и ученика на основе воспроизведения им в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой. Высшая степень познавательной и практической самостоятельности достигается тогда, когда преподаватель лишь ставит задачу, а ход и ее методы решения определяет сам учащийся.

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

К материальным средствам обучения (дидактическим) относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.

Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)


Учебный план, учебная программа, учебник современной школы.

Базисный учебный план дает целостное представление о содержательном наполнении и соотношении образовательных областей обучения и его общей структуре. Государственный план составляет инвариантную часть базисного планаЮ а региональный компонент - вариативную. Устанавливается распределение часов на образовательные облати, групповые занятия, факультативы.

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки фактически задают минимальные равные условия для усвоения содержания по стемпеням обучения - начальная, основная и старшая школа. Достижение этих уроаней должно свидетельствовать о выполнении намеченных целей. Задаются критерии в виде типовых задач, устанавливаются нормы оценок соответствия уровня образованности каждого конкретного выпускника требованиям государственного стандарта.

Образовательный старт задает также общие требования к разработке нормативых документов образования, их практической реализации в учебно-воспитательных учреждениях. Главная цель внедрения стандарта - не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям выпускников. На основании стандарта осуществляется общая, равная для всех диагностика обученности.

Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодиски, видеокассетах, компьютерных программах).

Учебный план — это сертификат учебного заведет, определяющий:

- продолжительность учебного года,

- длительность четвертей н каникул;

- полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении;

- распределение предметов по годам обучения;

- количество часов по каждому предмету

- структуру и продолжительность практикумов и т.п.

Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требовани, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору).

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит:

- объяснительную записку о целях изучения данного предмета,

- основные требования к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;

- тематическое содержание изучаемого материала;

- ориентировочное количество времени, которое учитель может потратитьна изучение отдельных вопросов курса;

- перечень основных мировоззренчесш вопросов; -

указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимся в соответствии с их интересами и возможностями.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе - школьных учебниках, справочниках, книгах для дополнительного чтения, сборниках задач, тетрадях на печатной основе и т.д. От качества учебной литературы зависит результативность обучения. Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения:

- быть интересным для учащихся

- по возможности кратким,

- доступным,

- хорошо иллюстрированным,

- эстетически оформленным.

Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованием стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебнпка, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с этим учебник выполняет следующие дидактические функции:

- Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе

- Информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации,

- Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а также выполнения тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.