Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции обучения и их реализация в современной дидактике.






Основные функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся.

Образовательная функция заключается в формировании знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.

Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит в том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Реализация всех трёх функций обучения на каждом уроке достигается при соблюдении комплекса требований, отражающих образовательную, воспитательную и развивающую функции. К образовательным требованиям относятся:

- чёткое определение образовательных задач каждого урока;

- рациональный отбор информации для урока, оптимизация содержания образования с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся;

- рациональное сочетание разнообразных форм и методов обучения;

- творческий подход к планированию структуры урока;

- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения;

- обеспечение на уроке обратной связи, контроля усвоения учебного материала, педагогического управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

- использование новых достижений педагогической науки и новых образовательных технологий.

В число воспитательных требований к уроку входят:

- определение воспитательных возможностей учебного материала и организации деятельности учащихся;

- постановка воспитательных задач, реально достижимых, логично вытекающих из целей и содержания данного урока;

- формирование жизненно необходимых качеств: дисциплинированности, ответственности, аккуратности, самостоятельности, коллективизма, настойчивости и др.;

- внимательное и чуткое отношение к ученикам, педагогический такт, сотрудничество с учениками и заинтересованность в их успехе. Развивающие требования включают в себя:

- формирование и развитие у учеников положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, активности и творческой инициативы;

- развитие внимания, памяти, мышления, чувств и эмоций; - изучение и учёт индивидуальных особенностей учащихся, стимулирование новых качественных изменений в их развитии.


13. Процесс обучения [образования], его закономерности и принципы.

Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Принципы обучения:

1. сознательности и активности;

2. наглядности;

3. систематичности и последовательности;

4. прочности;

5. научности;

6. доступности;

7. связи теории с практикой.

Закономерности процесса обучения:

Ю.К. Бабанский выделил закономерности как ряд зависимостей обучения:

1) от потребностей общества;

2) от процессов образования, воспитания и развития;

3) от возможностей учащихся и внешних условий.

И.П. Подласый выделяет в структуре закономерностей обучения- общие - выражающие зависимость учебного процесса от его целей, содержания, методов обучения, характера управления учебным процессом и т.д.; - конкретные закономерности - дидактические или содержательно-процессуальные, психологические, организационные и др.

- К началу XIX в. сформировалось две общенаучных теории, отражающих два основных взгляда на сущность этого вопроса:

- теории дидактического энциклопедизма - теории материального содержания образования (Сократ, английский мыслитель XVI-XVII вв. Фрэнсис Бэкон и основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский);

- дидактического формализма - теория формального содержания образования (Гераклит Джон Локк, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт).

Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

На содержание образования влияют две основные группы факторов:

1) цель образования, выражающая потребности общества;

2) особенности человека как участника образовательного процесса, закономерности его психофизического развития

Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения.

- знаниевый подход - основой содержания образования являются знания, формируемые в учебном процессе, а в структуре содержания образования выделяются следующие компоненты: знания; умения и навыки; опыт творческой деятельности; опыт отношений к различным сторонам окружающего мира, к самому себе.

- компетентностный подход - основой содержания образования являются компетенции – умения и способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.