Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционно-семинарско-зачетная система обучения.






Помимо урока в современной школе используются и другие, ставшие уже традиционными для старшеклассников, формы организации обучения: лекция, семинар, зачет.

Лекция была и остается самой трудной формой преподавания, так как учитель выступает в нескольких ролях:

- ученого, рассматривающего явления и факты, анализирующего их

- педагога, воспитывающего мировоззрение, нравственность, отношение к делу

- оратора, пропагандирующего и убеждающего слушателей

- психолога, чувствующего аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности.

 

Лекция — многогранное явление. Нужно учитывать композицию, отбор содержания, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

Лекция как форма устного изложения не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, видеопоредачей, радиотрансляцией. Живая речь учителя непосредственно воздействует на формирование знаний. Лекция допускает импровизацию — это оживляет лекцию, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес. Как актер вживается в роль, так и лектор вживается в лекцию, отыскивая наиболее рациональные способы передачи научной информации слушателям.

Лекция выполняет три основные функции:

- информационную (дает ученикам необходимые сведения),

- стимулирующую (пробуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники),

- воспитывающую и развивающую (дает оценки явлениям, вырабатывает мышление).

Учитель должен четко представлять основные стороны лекции:

1) Организационный уровень (решается вопрос о количестве часов, сотношения лекций, семинаров, зачета).

2) Дидапический уровень (разработка плана лекции или системы лекций, выбор лекции - вводный, обзорный, проблемный, обобщающий-, ввод демонстраций, экспериментов, технических средств, учет уровня подготовки класса).

3) Методический уровень (разработка отдельных лекций, постановка учебных и воспитательниц задач, подбор конкретном материала, определение понятийного аппарата, разработка методики демонстрации, использование наглядности, ТСО, введение фактов из практики, учет отражения лекции на семинаре).

 

Логико-педагогическая структура лекции.

Лекции тщательно планируются, и как правило состоят из трех частей:

1) Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2) Изложение материала лекции. Учитель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, метрические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

3) Заключение. Дается формулировка основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы. Даются ответы на вопросы учащихся.

Конспект каждой лекции должен содержать:

- тему (точно сформулированную),

- цель и задачи,

- список литературы (обязательной и дополнительной),

- текст содержания (с выделением основного и второстепенного),

- задания для самостоятельной работы.

Этапы подготовки лекции:

- изучение программы и учебников,

- составление списков литературы,

- изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка,

- выбор типа композиции,

- написание плана или конспекта с выденением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции,

- подбор наглядности (схем, таблиц, видеоматериалов, отрывков из музыкальных или литературных произведений, рисунков и т.д.).

Организация аудитории и методика чтении:

- сообщить тему и мотивировать ее значение,

- четко выделить цель и задачи лекции,

- помочь учаишмся записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотациями и заданиями),

При чтении учесть ряд привил:

- читать по плану,

- с дифференцированием (подробнее и помочь записать то, что хуже освещено в учебниках).

- выделять интонационно каждый новый вопрос плана,

- в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и

второстепенное (для иллюстрации), трудное и простое,

- давать точные формулировки,

- термины четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске,

- доводить каждую истину до убеждения каждого ученика, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия,

- чувствовать и понимать реакцию класса.

 

Семинар - это такая форма организации обучения, при которой источником информации являются учшциеся. Главной целью семинара является углубление и совершенствование знаний. На семинаре удается сочетать высокую степень самостоятельности учащихся с высоким уровнем сложности обсуждаемых вопросов. Возможна дифференциация аудитории, она органично включена в организационную форму семинара, поэтому удается достигнуть сущеспенного увеличат знаний и умений каждого учащегося. Школьные семинары хороши тем, что позволяют действительно включить ученика в самостоятельную проработку учебного материала. Для того, чтобы семинар состоялся, чтобы на нем коллективная работа класса опиралась на работу отдельных учеников и возникла полемика, от учителя требуется тщательная подготовка семинара

Прежде всего, анализируя тему, необходимо видеть те программные вопросы, которые могут быть самостоятельно в той или иной мере изучены учащимися. Очень важно четко сформулировать вопросы. семинаров, обдумав их объем и сложность и прокомментировать литературные источники. Полезно провести подготовку к семинару.

В силу сущности семинар следует отнести к развивающей форме обучения, поскольку подготовка к нему способствует развитию у ученика умения самостоятельно работать с литературными источниками, строить сообщение, владеть аудиторией, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении проблем. Семинары делятся на традиционные (с докладами, фронтальные и смешанные) и проблемные, предусматривающие проникновение учащимися в обсуждаемый вопрос через анализ идей, взглядов, концепций

В целях проверки знаний учащихся по каждой теме проводится зачет. Таким образом, можно рассматривать лекционно-семинарско-зачетную систему обучения в старших классах. Учащимся предлагаются вопросы для устного или письменного зачета. Назначается время зачета, для школьников организуются консультации учителя.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.