Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дуалист;






Совершил «революцию» в философии.

Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

Сформулировал моральный закон («категорический императив»);

Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Периоды творчества Канта:

Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кант занимается проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа);

«Критический» (1770-1804 гг.), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения.

Главные вопросы философии по Канту:

Что я могу знать? (метафизика, или онтология);

Что я должен делать? (мораль);

На что я смею надеяться? (религия);

Что такое человек? (антропология).

Главные произведения Канта:

«Критика чистого разума» (1781 г.) – в нём Кант исследует возможности и границы человеческого познания.

«Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности).

«Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение).

«Критика чистого разума»:

Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины трудностей познания ОБЪЕКТ познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, содержащий множество неразгаданных тайн;

Кант выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а СУБЪЕКТ познавательной деятельности – человек, его разум.

Кант: Познавательные способности человеческого разума ограничены.

Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии:

(С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий).

Примеры антиномий:

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве / Мир не имеет начала во времени и безграничен;

Существуют только простые элементы и то, что состоит их простых / В мире нет ничего простого;

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода / Свободы не существует. Всё в мире совершается по законам природы (т.е. причинно обусловлено).

Существование антиномий, по Канту – доказательство наличия границ познавательных способностей человеческого разума.

Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – антиномии (неразрешимые противоречия), но и на внешниесущность вещей принципиально непознаваема:

Мы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления, возникающие в разуме на основе ощущений есть лишь образы («вещи – для - нас»), которые имеют мало общего с реальным миром.

Реальный мир, его объекты являются «вещью в себе». «Вещь–в-себе» - внутренняя сущность, причина, закон существования каждой конкретной вещи. Она непознаваема для человеческого разума и науки.

Классификация знания по Канту:

Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки».

Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.

Структура мира по Канту (3 уровня):

Трансцендентный мирМир души, Бога, Свободы, мир без условностей. Наука и философия неправомочны говорить о нем, т.к. он запределен, непознаваем для человеческого разума. Он создает условия для всего что есть в нашем мире.

Трансцендентальный мир – Мир Чистого Разума, или мир философских категорий, являющихся руководящими моментами процесса познания. Это априорные (доопытные) формы, своеобразные инструменты, благодаря которым человек познает окружающий мир и знает о нравственном законе.

Материальный мир (мир явлений).

Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.