Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В качестве конечной цели познания Декарт видел господство человека над природой.






Теория врожденных идей:

Декарт выдвинул теорию о «врожденных идеях» - особом роде знаний, которые не нуждаются ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Они всегда существуют в разуме Бога и человека и передаются из поколения в поколение. Эти идеи могут быть двух видов: понятия и суждения.

Примерами врожденных понятий могут служить: Бог (существует); «число», «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.

Примеры врожденных суждений – «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Последователи Декарта – «картезианцы».

Вся последующая европейская философия прямо или косвенно связана с идеями Декарта

Пантеизм Спинозы.

Бенедикт (Барух) Спиноза
(1632-1677)

Священнослужитель отлученный от иудаизма за свои идеи.

Рационалист, последователь Декарта;

Был пантеистом (pan-всё, teos-Бог), т.е. обожествлял природу.

Бенедикт Спиноза (продолжение)

Спиноза - автор наиболее разработанной философской системы Нидерландов Нового времени. Его девиз «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Основные труды: «Основы философии Декарта», «Политический трактат», «Этика».

Бенедикт Спиноза, идеи:

Спиноза был пантеистом, то есть он верил, что Бог заключен во всех вещах: Бог есть, он растворен в каждой частице природы. Бог – творческое начало природы (творящая природа).

Природа и Бог существуют извечно, они неразделимы и неразличимы.

Учение Спинозы о единой субстанции:

Существует только одна субстанция, одна единая и бесконечная;

Спиноза называет ее Богом и одновременно природой. (Это обожествленная природа);

Т.е. субстанция = Бог = Природа.

Бенедикт Спиноза (продолжение)

Не существует принципиального различия между высшей субстанцией (Богом) и сотворенными им другими субстанциями.

Т.о., в отличие от Декарта (бывшего дуалистом), Спиноза становится на точку зрения монизма (mono - один), признающего одно, единое первоначало мира.

Модусы («способы существования» субстанции), по Спинозе - это все единичные вещи. Субстанция существует только через единичные вещи.

Главные атрибуты (неотъемлемые свойства) единой субстанции – протяженность и мышление (вместе!). Каждая единичная вещь – это тело (воплощение атрибута протяжённости), и соответствующая этому телу идея (воплощение атрибута мышления).

Пример: Идея протяженности – это мысль, а сама протяженность - воплощение мысли.

Человек – самый сложный из модусов субстанции (ему соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело).

От животных он отличается тем, что его тело дает мыслительным свойствам субстанции развиться. Душа его после смерти растворяется в божественной природе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.