Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подчиненность страстям, действия под влиянием аффектов (страстей), по Спинозе, есть порабощенность человека миром.






Цель человека – их усмирение, путем познания того, что причины страстей – вещи, события в мире не имеют самостоятельного существования, а представляют собой лишь единичные проявления жизни целого (единой субстанции).

Все мировые процессы, по Спинозе, имеют волновую природу (это возмущения субстанции).

Проблема свободы у Спинозы

Бог (природа творящая) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; в силу своей сущности он не может не породить следствие - природу сотворенную.

Модусы (проявления субстанции – единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

Т.о., все существующее в природе сотворенной (в мире конечных вещей - модусов) является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым. Нет ничего случайного.

Человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости.

Т.о., настоящей свободы в нашем мире нет, т.к. есть жесткая закономерность, зависимость одних вещей, явлений от других.

Тем не менее свобода возможна, когда мы познаём эту всемирную зависимость. Путь к свободе – это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю.

«Свобода – это познанная необходимость».

Чтобы достичь большей степени свободы, человеку необходимо:

Познать и признать необходимость в виде субстанции (Природы = Бог) как внешней причины всего сущего;

Освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.) – так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

Теория познания у Спинозы.

Спиноза выделяет три рода познания:

Чувственное познание (мнение, или воображение). Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению.

Понимание - даёт отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus).

Третий и высший род познания — это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигнуть, что все вещи (модусы) - проявления единой субстанции.

 

19. Ф. Бэкон: «идолы» и пути познания.

ЭМПИРИЗМ -

Направление в философии, представители которого считают, что в основе познания лежит опыт. (Оппоненты рационалистов)

Получил широкое распространение в Англии в 17 в., потом в США.

Представители – Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США) и др.

Френсис Бэкон (1561-1626)

Английский философ и естествоиспытатель, основатель эмпиризма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.