Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муниципальное регулирование потребительского рынка: нормативно-правовые основы, цели и задачи органов местного самоуправления, основные проблемы и пути их решения






Основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения. На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы: низкая покупательная способность большинства категорий граждан; низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами; снижение управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей; недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.

Нормативно-правовые основы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (устанавливает полномочия ОМСУ в сфере потребительского рынка); «О защите прав потребителей» Закон РФ № 2300-1.; «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ; «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» № 294-ФЗ, Правила бытового обслуживания населения в РФ;

Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка: обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги; доступность товаров и услуг; качество товаров и услуг; уровень цен и тарифов; защита интересов низкодоходных групп населения; обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка; создание условий для расширения рынка местной сельскохозяйственной продукции; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; защита прав потребителей. Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка. Поскольку потребительский рынок почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов такие как: установление налоговых льгот и льготные кредиты; выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду; выдача гарантий по займам; выдача муниципального заказа; установление обязательного минимального ассортимента социально-значимых товаров; снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги; изменение ставок арендной платы; административный контроль за соблюдением прав потребителей, правил торговли, санитарии, окружающей среды, установление правил торговли на территории муниципального образования, взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.

Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка. Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации.

Муниципальные органы имеют возможность: не допускать, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка; постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества. Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.